Путеводитель по польской архитектуре (Часть 2)




Закладки
ClosePlease login

Еще нет аккаунта?Регистрация

Последнее обновление материала 04.06.2021

Первая часть

Варшава –  административная столица, Краков — столица туристическая. Польша также имеет свою архитектурную столицу.

Если проследить историю польской архитектуры ХХ и ХХI века, то легко заметить, что регион, в котором она развивалась наиболее интересно, находится не вблизи Варшавы и не вблизи Кракова. Архитектурное сердце Польши бьется в Силезии, из которой родом многие известные и уважаемые архитекторы, и где было построено множество важных объектов.

Факультет архитектуры в Силезском технологическом университете был создан в 1945 году (он находится в Гливицах). На протяжении многих лет считается, что именно из гливицкого колледжа выпускаются лучшие польские архитекторы, что преподают там в современном, следующем новым тенденциям стиле. Однако хорошая школа это еще не все. На формирование чувствительности будущих дизайнеров влияет также окружение, а архитектура в Силезии чрезвычайно разнообразная и богатая.

Nikiszowiec, ulica Krawczyka w Katowicach, fot. Wojciech WojcikС одной стороны, включает она постиндустриальное наследие, старые шахты, металлургические заводы, фабрики, и населенные пункты – в том числе знаменитый Никишовец, наиболее интересный жилой комплекс шахтеров в Польше, построенный в годы 1908-18 по проекту Джорджа и Эмиля Зильман. Некоторые силезские города, как Гливице, Забже или Бытом, сохранили много буржуазных построек XIX и начала XX века, которые многие другие города потеряли в результате войны. Когда после Первой мировой войны Силезия была разделена на немецкую и польскую части, города с обеих сторон границы начали конкурировать друг с другом, в том числе в области архитектуры. Это было очень творческое время — к нему относится, среди прочего, уникальная в масштабе Европы застройка южного центра города Катовице, состоящая из городского типа элегантных, но в тоже время ультра-современных модернистских зданий.

После Второй мировой войны коммунистические власти Польской Народной Республики много инвестировали в Силезию – регион должен был стать деловой визиткой страны. В результате, в 50-х, 60-х и 70-х годах в Катовице стало возможным строить объекты нетипичные, или экспериментальные. Так возникли: зал «Летающая тарелка» («Spodek»), вдохновленный достижениями Ле Корбюзье огромный блок квартир «Суперединица»  (проект. Мечислав Круль), Жилищный Комплекс Тысячелетия – необычный застройка, запланированная как ландшафтный парк (проект. Александр Франт и Генри Бушко). Новые технологии реализовывал Станислав Квасневич, проектируя небоскребы: офисный “Слизговец” и жилой “Сепаратор” (“Ślizgowiec” и “Separator”).

Stadion Spodek w KatowicachРядом с Катовицами с 1951 года растет соцмодернистский город Тыхы, где до сих пор живет и работает один из самых оригинальных польских архитекторов Станислав Немчик. Известный прежде всего по проектам костелов, он имеет свой собственный индивидуальный стиль, в котором философские и богословские символы сочетаются с домашними формами, дружественными пользователям. Костел святого Духа в Тыхы имеет форму шатра, под которым каждый может надежно спрятаться, камерный, кирпичный костел Христа-Искупителя в Чеховицах-Дзедзицах оборудован тремя различными башнями, а на территории костела Божьего Милосердия в районе Гжегужки в Кракове архитектор предусмотрел  место на … торговые ряды (чтобы храм стал центром местной общественной жизни).

Kościół Ducha Świętego w TychachАрхитекторы, работающие в Силезии, прекрасно понимают значение наследия этого региона. Томаш Кониор исторические кирпичные конструкции перефразирует в новые объекты, в том числе расширяя катовицкую Академию Музыки, проектируя новую штаб-квартиру Национального симфонического оркестра польского радио,  расширяя исторический пивоваренный завод в Тыхы под нужды музея пивоварения. Известная студия «Medusa Group» постпромышленные объекты превращает в жилищные и офисные помещения, дает вторую жизнь останкам индустриальной революции, сохраняя их оригинальные атмосферу и характер. В Силезии родился и работает также хорошо известный автор домов, предназначенных для одной семьи, Роберт Конечный. Его первые проекты были созданы в этом регионе, такие, как Дом Земли Силезской, форма которого является результатом адаптации к деформированному при горной добыче участку земли.

Biblioteka Akademicka w Katowicach,  fot. Centrum informacji Naukowej Biblioteki Akademickiej w KatowicachНе нужно быть воспитанным в Силезии, чтобы оценить его архитектурное наследство – происхождением из Западной Померании архитекторы из мастерской HS99 в 2003 году спроектировали для Катовиц здание Центра Научной Информации и Академической Библиотеки – один из наиболее часто награждаемых и широко описываемых зданий последних лет в Польше своим ритмичным фасадом кирпичного оттенка “разговаривает” с наиболее традиционной застройкой Силезии. Австрийские разработчики из мастерской «Riegler Riewe Architekten» из уважения к пространственной структуре старой шахты Катовице здание Силезского Музея скрыли просто под землей.

Почти каждый архитектор может спроектировать красивое здание, реальное искусство заключается в том, чтобы спроектировать город

Идеальный город, то есть основанный на геометрическом, упорядоченном и иерархическом плане, с выделенными местами под все необходимые функции (резиденцию правительства, торговлю, образование, жилье и т.д.) был настоящей мечтой планировщиков эпохи Возрождения. В 1580 году права города получила Замосць, основанная канцлером и гетманом Яном Замойским как раз согласно ренессансной концепции идеального города. За сердце поселения принят был окруженный каменными домами с аркадами рынок с ратушей, оснащенный башней и торжественной лестницей. Ортогональная сеть улиц облегчает сообщение и придаёт городу порядок. Легко попасть здесь и на более мелкие торговые площади, и в кафедральный собор,и в дворец, и на университетскую площадь (основатель которой тот же, что и у Замойской академии).

Другим построенным практически с нуля польским городом является Гдыня, которая получила права города в 1926 году. Это была большая инвестиция со стороны государства, которое недавно обрело независимость и, построив современный портовый город, хотело показать свою экономическую мощь. Кроме строительства здесь большого порта, город наполнен множеством объектов в стиле модерн, который до сих пор считается наиболее прогрессивным. Вдоль направленных к морю широких аллей в центре нового города выросли современные напоминающие корабли здания с закругленными углами, белыми фасадами и горизонтальными полосами окон.

Совершенно иной взгляд на городское планирование имели Ханна Адамчевская-Вейхерт и Казимеж Вейхерт, проектирующие с 1952 года город Тыхы в Силезии. Основываясь на достижениях модернистов, они создали концепцию города, состоящего из отдельных жилых районов, расположенных вдоль двух основных пересекающихся улиц.

Дальновидным в градостроительной области был Оскар Хансен, который вместе со своей женой Софией в 60-х годах ХХ века выработал утопическую теорию непрерывной линейной системы. Она должна была упорядочить способ планирования не только городов, но и целых регионов. На ее основе возникли жилые комплексы им. Словацкого в Люблине (1961), в Варшаве – Плацдарм Гроховский (Przyczółek Grochowski, 1963). Особенно последний выделяется среди польской жилой застройки: комплекс с населением 1800 человек, замкнутый в один многократно закрученный блок длиной в 1,5 км.

Польша в Европейском Союзе как огромная строительная площадка

2004 год, то есть тот момент, в который Польша вступила в Европейский Союз, также был переломным моментом и для архитектуры. Доступ к европейским фондам, возможность привлечения средств на строительство, которое до тех пор государственные инвесторы не могли себе позволить, вызвали настоящий строительный бум. Никогда прежде в истории Польши не было создано в такое короткое время так много важных общественных зданий, в том числе большое количество объектов культуры, концертных залов, музеев и университетских зданий. Последних было особенно много – трудно найти в Польше высшее учебное заведение, которое в последние годы не построило бы для себя новых объектов. Их формы очень разные.

Siedziba Cricoteki w Krakowie, fot. Marek KowalskiЕсть и примеры перефразирования местных традиций (например, у Библиотеки Политехники в Белостоке вместо фасада …. бетонные витинанки в народном стиле, а фасады одного из зданий Академии изящных искусств в Лодзи цветом и геометрией обращают нас к творчеству выдающейся, живущей в Лодзи художницы ХХ века Катажины Кобро), есть также современные, динамичные формы стеклянных конструкций (например, Институт Информатики Университета Марии Склодовской-Кюри в Люблине, университетская библиотека в Зелёна-Гуре, факультет современных языков Варшавского Университета).

Многие из новых зданий, построенные благодаря европейскому финансированию, к лучшему изменили лицо городов, в которых они возникли. Напоминающее абстрактную скульптуру здание филармонии добавило свежести исторической застройке Щецина; подобным образом повлиял на краковский район Подгуже Музей Тадеуша Кантора в Кракове в форме ржавого, стального моста, растянутого над историческом зданием бывшей электростанции.

Służewski Dom Kultury, projekt, 137kiloИз похожей, ржавой кортеновской стали выстроено в Гданьске здание Европейского Центра Солидарности, вдохновленное динамической конструкцией корпуса судна здание должно способствовать распространению знаний о деятельности и заслугах движения «Солидарности». Совершенно иной характер имеет «Служевский Дом Культуры», отданный в пользование весной 2014 года в Варшаве. Этот камерный, уютный, утопающий в зелени комплекс вдохновлен видом сельского жилья с деревянными домами, заборами, террасами.

Рационализм – это скучно! Мы хотим немного безумия!

Plan zamku w Krzyżtoporze fot. CC BY-SAОкон столько, сколько дней в году, комнат столько, сколько недель, 12 больших залов, четыре башни, а все вместе скрыто за стенами, которые имитируют укрепленную крепость. Это замок Крыжтопор в Уязде (воев. Свентокшиское), который в годы 1620-1644 построил для себя магнат Кшиштоф Оссолинский. Судя по всему, вместо сводов в столовой был гигантский аквариум, а лошади в конюшне ели из мраморных кормушек. К сожалению, всего лишь через 20 лет после строительства этот огромный на 1,3 га укрепленный дворцовый комплекс разграбили шведы; не пощадили его также и последующие войны. Сегодня Крыжтопор существует только в виде развалин, но по-прежнему хорошо видно, с какой невероятной фантазией он был построен.

Построенный в 1955 году в центре Варшавы «Дворец Культуры и Науки» в течение многих десятилетий не вызывал симпатий: он был “подарком” от СССР, слишком буквальным символом советской власти над Польшей. Спустя четверть века после смены режима это 237-метровое здание больше не возбуждает таких негативных эмоций, а в 2007 году было внесено в реестр исторических памятников. Благодаря своим функциям (кино, театры, галереи, музей, клубы, головные офисы учреждений и учебных заведений), дворец является оживленным местом, и благодаря оригинальной форме, которую нельзя не заметить, стал символом Варшавы.

Небоскреб является примером правящей в Польше в годы 1948-1956 доктрины социалистического реализма, утверждающей, что здания должны быть “социалистические по содержанию и национальные по форме.” Иногда еще называемый “сном безумного кондитера” Дворец Культуры отличается на фоне других варшавских объектов количеством украшений и деталей, и, особенно, стоит увидеть его впечатляющую, грандиозную внутреннюю отделку.

Pałac Kultury i Nauki w Warszawie, fot.  Tomasz PaczosВ трудные времена для польской архитектуры 70-х годов ХХ века беспрецедентной фантазией выделился Эдвард Моджеевский, проектируя автовокзал в г. Кельце. Архитектору удалось объединить очень практичные функциональные решения (станция справлялась даже с потоком 24000 пассажиров в сутки) с причудливой формой, поразительно напоминающей … тарелку НЛО. Зал с кассами здесь скрыт в двухэтажной ротонде, интерьер освещен десятками выпуклых фонариков, помещенных в своде. Ротонду охватывает крыша так, как будто кольцо окружает планету, для того, чтобы защитить пассажиров на платформах.

Футуристические и космические ассоциации также вызывает одно из самых известных польских зданий, а именно развлекательный зал “Тарелка” в Катовице. Построенный в 1965-1971 годы по проекту Матея Гинтовта и Матея Красинского имеет уникальный, современный дизайн и форму слегка наклоненного, перевернутого конуса, увенчанного небольшим, заостренным куполом. Эта “летающая Тарелка” была построена из железобетона и стали, и часть фасада покрыта металлическими пластинами – чешуей.

В 2006 году было завершено расширение существующего с 1946 года местообитания театра для детей «Бай-Поморский» в Торуни. Проектируя реконструкцию для младшей аудитории Эльжбета и Матеуш Грохоцкие поместили театр … в шкаф. Фасад здания – это широко распахнутые двери деревянного шкафа, полного ящиков, тумбочек и закоулков, скрывающих сюрпризы для детей.

CulturePL

Если ссылки нет или она не работает, обязательно прочитайте Как скачать с сайта. Если это не помогло, пожалуйста, выделите название материала и нажмите Ctrl+Enter.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий