Революционный демократизм Герцена нашел яркое выражение в его отношении к русскому освободительному и прежде всего крестьянскому движению, а также к польскому национально-освободительному движению 60-х годов. Герцен неустанно пропагандировал и отстаивал требование освобождения крестьян и независимости Польши, поддерживал польское национально-освободительное движение, стремился создать боевой русско-польский революционный союз. Пламенный патриот, он боролся за победу революции, за свободу и братство русского и польского народов. О русско-польском революционном союзе мечтали лучшие умы русской и польской передовой общественной мысли: блестящая плеяда декабристов, выдающийся польский историк и демократ Лелевель, гениальный польский поэт А. Мицкевич, великие русские революционные демократы А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и славные сыны польского народа Ярослав Домбровский и Сигизмунд Сераковский. Через всю их деятельность красной нитью проходит стремление соединить борьбу за свободу русского народа с борьбой за освобождение польского народа и совместными усилиями уничтожить непримиримого врага свободы обоих народов — русский царизм. Освещение позиции Герцена как одного из представителей русской революционной демократии 60-х годов по отношению к польскому национально-освободительному движению и, в частности, к восстанию 1863 года особенно важно потому, что Герцен не только наиболее полно и открыто высказал взгляды русских революционеров-демократов по польскому вопросу и систематически пропагандировал со страниц «Колокола» требование независимости Польши, но и практически был связан с польским освободительным движением. Подобно Чернышевскому, он умел оценить огромное значение польского движения для дела освобождения русского народа, для всероссийской демократии. Отношение Герцена к польскому освободительному движению до сих пор почти не освещено в исторической литературе. В многочисленных общих работах о Герцене и о польском восстании 1863 года этому чрезвычайно важному вопросу уделяется небольшое место. Русские либерально-кадетские и меньшевистские, как и польские шляхетско-буржуазные «историки» грубо извращали и фальсифицировали историю революционного движения в России и Польше. Русская либерально-кадетская и меньшевистская историография подло клеветала на Герцена, фальсифицировала его мировоззрение и подлинное значение его деятельности. Она превращала Герцена в правоверного гегельянца, в послушного ученика Запада…