Ставя точку в своей рукописи в июле 1976 г., Адам Михник не мог предвидеть сегодняшних событий и того значения, какое может приобрести его книга для людей, малосведущих в новейшей истории Польши и лишь понаслышке знающих о том, какое место занимает в
стране польская Церковь последние тридцать с лишком лет. Русскому читателю эта книга приносит много азбучных, но неведомых истин, тем более, что и сам автор смотрит на Церковь извне. Его взгляд — взгляд левого неверующего интеллигента, «демократического социалиста», каковым он себя заявляет, взгляд человека, который с некоторым опозданием, преодолевая предрассудки и предубеждения, убедился, что именно Церковь в условиях польского тоталитаризма была единственным последовательным защитником человеческих свобод, что именно она является естественным (а не только тактическим) союзником всякого, кто защищает права человека. Михник — профессиональный историк, и, хотя он не специалист по истории Церкви, его умение непредвзято исследовать факты и документы несомненно. Я сказала бы, что как историограф он гораздо сильней, нежели как идеолог. Как ни странно, большая часть встречающихся в книге наивностей и упрощений относится не к Церкви, а именно к «левым» — второй интересующей Михника стороне диалога, к которой он сам принадлежит и на которую смотрит изнутри. К счастью, и здесь он выступает не в одной-единственной ипостаси. Оставаясь историком, исследователем, он сообщает нам важнейшие факты взаимоотношений «левых» с Церковью, омраченные, как правило, слепотою первых. Говоря от себя лично, он подвергает страстной критике эту слепоту, в том числе и свою собственную. И только в шатком положении идеолога как такового он отдает дань банальностям, обветшалому (и заведомо непригодному в условиях коммунистического режима) делению «левые-правые» и иллюзорной концепции «демократического социализма».