Джаз в Польше: история польской музыки в духе свободы




Закладки
Please login to bookmarkClose

No account yet? Register

Польша не случайно считается самой джазовой страной на просторах Европы. Именно здесь это музыкальное направление приобрело особую популярность, пройдя самостоятельные вехи становления и развития. Польский джаз – музыка с уникальным звучанием и независимой историей, для каждого из этапов которой найдутся свои легендарные имена джазменов, причастных к её созданию.

Виртуозные джазмены Польши 20-30 гг.

Эдди Рознер

Чаще всего за точку отсчёта в истории польского джаза берётся послевоенный период. Но первые джазмены-виртуозы в Польше появились гораздо раньше, ещё в 20-30 гг. Одними из первых польских музыкантов, в чьём исполнении поляки в 1923 г. могли услышать джазовые композиции, были Карасинский (Zygmunt Karasiński) и Каташек (Szymon Kataszek). Их творческий дуэт выступал в клубах и театрах Варшавы, а в середине 30-х годов даже гастролировал по Европе.

30-е годы ознаменовались бурным развитием джаза в стране. Такой творческий бум был вызван переселением в Польшу многих музыкантов из Германии. Среди наиболее ярких исполнителей польского джаза этого времени стоит отметить саксофониста Эрвина Вохеллера и трубача Эдди Рознера (Adolf Rosner). Последний в плеяде джазовых легенд занимает явное лидерство. Вместе со своим коллективом он гастролировал по Европе и записал во Франции несколько альбомов. В 1939 г. музыкант иммигрировал в Советский Союз, где побывал и на пике славы, и в числе узников ГУЛАГа. Его вклад в развитие джаза того времени – один из наиболее значимых.

«Катакомбный период» (40-50 гг.)

Польский джаз в 20-30 гг. считался одним из лучших на просторах Европы. Но в послевоенное время в коммунистической Польше музыка этого направления была объявлена «буржуазной и вульгарной». Официально непризнанный, польский джаз не переставал развиваться, а его этап развития в это время получил название «катакомбного».

Позиционирование этой музыки как запретной привело к росту её популярности среди польской молодёжи и появлению множества джазовых коллективов. Отсутствие взаимодействия с западными джазменами – основная причина слабого по исполнению польского джаза в «катакомбный» период. Но из-за невозможности сравнения с популярными джазовыми исполнителями Запада эта музыка казалась привлекательной и приобрела массу поклонников в Польше.

«Melomani» – «катакомбные» первопроходцы

Krzysztof Komeda

Одними из первых исполнителей этого этапа развития джаза в Польше стала основанная в 1947 г. группа «Melomani», состоящая преимущественно из студентов Киношколы в Лодзи. Позже к ним присоединились музыканты из Кракова и Познани, а впоследствии и Кшиштоф Комеда (Krzysztof Komeda), которого считают лучшим джазменом в истории Польши.

В январе 1958 г. в концертном зале Варшавы впервые был официально проведён джазовый концерт, на котором выступили и участники «Melomani». Вскоре после этого группа распалась. Как поясняли сами музыканты, коллектив выполнил свою задачу в «катакомбный» период. Многие из участников «Melomani» создали собственные коллективы или занялись сольной карьерой. К примеру, один из основателей этой группы – Ежи Матушкевич (Jerzy Matuszkiewicz) стал вполне успешным композитором в польском кинематографе.

Музыкальная «оттепель» 60-х годов

Jazz nad Odrą

В период «оттепели» происходит расцвет творческой интеллигенции, а джаз превращается в символ культурного возрождения Польши. Джазовые композиции становятся более разноплановыми, сложными и качественными по исполнению. Для 60-х характерны 3 основных джазовых направления: традиционное, мейнстрим и фри-джаз. Польские музыканты не пытались копировать западных коллег, а в постоянных экспериментах искали собственное звучание.

В 1964 г. возникает фестиваль «Джаз над Одером» (“Jazz nad Odrą”), впоследствии ставший культовым. Получить на нём награду – для молодых исполнителей было равноценно пропуску в мир джаза на уровне обширного признания. Именно со сцены этого фестиваля впервые прозвучали имена многих польских джазменов, впоследствии ставших очень популярными.

Польская легенда джаза 60-х

Кшиштоф Комеда – наиболее яркая личность в музыкальной истории Польши и самый известный польский джазмен 60-х гг. Именно он сумел донести до массового слушателя джаз-композиции, а его творчество стало примером и источником вдохновения для многих молодых музыкантов. В композициях Комеда тесно переплелись славянская лирика и романтизм польской музыки 19 века.

Врач по образованию и джазовый пианист по призванию души, Кшиштоф в период 1952-1954 гг. играл в группе «Melomani». Впоследствии он основал собственное трио, с которым выступал в Польше и за границей.

Krzysztof Komeda

Также особую роль Кшиштоф Комеда сыграл в популяризации джаза в польском кинематографе. С 1957 года он тесно сотрудничал с Романом Полански в качестве композитора его фильмов. Режиссёр считал музыку Комеды стильной и смелой, но при этом насыщенной душевным теплом. По словам Полански (Roman Polański), музыкант тонко чувствовал кино и создавал для него идеальные композиции. Режиссёр также отмечал, что без музыки Комеды не было бы и успеха его фильмов.

Комеда издал всего 1 альбом – «Astigmatic» (1965), который до сих пор входит в сотню наиболее авторитетных в мире джаза. Также он написал немало композиций более чем к 40 фильмам (включая культовые польские киноленты). Наиболее яркими приемниками музыкальных традиций Комеды стали Томаш Станько (Tomasz Stańko) и Лешек Можджер (Leszek Możdżer).

Легенды польского джаза 70-80 гг.

Tomasz Stańko

Трубач-виртуоз Томаш Станько начал свою карьеру с совместного выступления в 1963 г. с группой Кшиштофа Комеда, а впоследствии основал собственный коллектив. Его легендарный квинтет с первых дней существования на сцене завоевал любовь слушателей. Пик славы Станько приходится на 70-80-е гг. Он сотрудничает со многими известными музыкантами тех лет, записывает совместные альбомы с популярными пианистами, выступает сольно и в дуэтах, пробует себя в электронной музыке, а также пишет композиции для кино и театральных постановок.

Adam Makowicz

В 70-е на арене польского джаза появляются такие новые имена как Збигнев Намысловский (Zbigniew Namysłowski), Адам Макович (Adam Makowicz), Михал Урбаняк (Michał Urbaniak). Каждый из музыкантов этого периода играл свой особый и ни на что не похожий джаз.

Збигнев Намысловский известность приобрёл ещё в молодости. По вкладу в развитие польского джаза его имя можно поставить в один ряд с Комеда. Намысловский – истинный виртуоз, мастер игры на многих инструментах. Его стиль ярок и хорошо узнаваем. Этого музыканта высоко ценят за успешное сочетание современного джаза с традиционным польским фольклором. Он работает в таком жанре более 40 лет и каждый его альбом – настоящий шедевр.

Пианист Адам Макович – ещё одно имя-легенда польского джаза. Его композиции в основном представляют интерпретации классиков с ярко выраженным стилем индивидуальной игры, в которой заметно влияние американских джазовых традиций.

Michał Urbaniak

Знаковым для 70-80 гг. является и имя польского джазмена Михала Урбаняка. Он играл ещё в разных группах Комеды, в конце 60-х возглавил собственный коллектив, а в 1973 г. выпустил сольный альбом. В его творчестве заметно влияние американского джаза, традиции которого тесно переплетены с элементами народной музыки Польши.

Современные мотивы и исполнители

В 90-е гг. появляется новое течение – ясс, представляющее очередной творческий эксперимент в джазовой музыке на просторах Польши в виде импровизации с элементами фолка, панк-рока и техно. Одной из первых в нём стала играть группа «Pink Freud».

Современный джаз в Польше представлен двумя поколениями джазменов – старыми мастерами, чьи имена уже успели стать легендой, и молодыми музыкантами. Среди наиболее известных имён можно отметить саксофониста-виртуоза Мацея Обара, пианистов Марчина Масецкого (Marcin Masiecki) и Лешека Можджера, а также дуэт «Mikrokolektyw» и группу «Pink Freud».

Leszek Możdżer

Лешек Можджер  – обладатель многих наград известных джаз-фестивалей мира и один из наиболее ярких представителей джаза 2000-х годов в Польше. Характерной чертой его творчества является исполнение композиций Шопена в джаз-обработке.

Джаз в Польше всегда был самым ярким синонимом свободы и смелым творческим вызовом всем запретам. Джазовые композиции лучше всего отражают некоторые исторические этапы в развитии самой Польши. Именно это тесное переплетение музыки с историей страны делает польский джаз по-своему уникальным и придаёт ему особое значение в жизни поляков.

Если ссылки нет или она не работает, обязательно прочитайте Как скачать с сайта. Если это не помогло, пожалуйста, выделите название материала и нажмите Ctrl+Enter.

0 0 оценок
Рейтинг статьи

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
Посмотреть все комментарии