В истории Польши было много личностей, которые посвящали всю жизнь своему делу, идее и умирали за нее не задумываясь. Но, пожалуй, наиболее благородной и достойной почитания была жизнь и героическая смерть великого польского педагога Януша Корчака. Про него можно говорить много: это и писатель, и психолог, и врач, и величайший гуманист – этот список можно продолжать до бесконечности, но кем же был Корчак на самом деле?
Хенрик Гольдшмит на пути к Янушу Корчаку
Хенрик Гольдшмит родился 28 июля 1878 года в Варшаве, в интеллигентной семье. Его родители принадлежали к ассимилированным евреям, которые больше относили себя к полякам, нежели к евреям, поэтому сына на польский манер называли Генриком. Родители стремились дать детям лучшее образование, которое могли себе позволить и отправили Хенрика в русскую школу со строгой дисциплиной, колоссальной нагрузкой, редкими каникулами и выходными.
Когда Гольдшмиту исполнилось 10 лет, то его семью настигла ужасная трагедия, оставившая глубокий след в психике ребенка и наложившая отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. У отца Хенрика начались психические расстройства, которые переросли в шизофрению и вскоре он умер. С этого момента будущий великий педагог и психолог начинает бояться своего возможного безумия или безумия своих детей, которые могут унаследовать отцовскую болезнь. Этим во многом и определилась будущая личная жизнь Гольдшмита, который сознательно лишит себя семьи и детей. Но это будет в будущем, а пока для Хенрика не было других мыслей кроме боли за родного отца, сыном уважаемого и почитаемого, утратившего разум из-за недуга. Со смертью отца семью Гольдшмит коснулись материальные трудности. Будучи способным учеником Хенрик вынужден в 15 лет заниматься репетиторством, чтобы хоть как-то обеспечить себя и родных.
Часто после смерти отца Хенрика посещают мысли о безумии, он начинает говорить сам с собой и для того, чтобы выплеснуть опасения и своих внутренних «демонов» начинает писать рассказ, главный герой которого, как и автор, боится потерять разум. Когда же на бумагу легла точка и творение было закончено, то все внутренние страхи рассеялись и Гольдшмит лишился своих тревог. С этого времени начинается его писательская карьера.
Молодой писатель печатает свои произведения в журналах и получает некоторую популярность. Его мать начинает гордиться своим сыном и ожидает, что он станет великим писателем, но судьба внесла свои коррективы. Написав очередной стих и принеся его в издательство, Хенрик услышал критику издателя в адрес своего произведения и разочаровавшись в своем даре, поступает в Варшавский университет для того, чтобы стать врачом.
Карьера детского врача
Во время обучения Хенрика Гольдшмита многие профессора выражали мысль, что он непременно будет плохим врачом – уж слишком много чувств он выражал к своим пациентам, слишком им сопереживал и сострадал. А Хенрик же не мог представить, как можно быть равнодушным когда твой пациент – ребенок и он болен.
Решивший больше никогда не писать молодой студент услышал о конкурсе драматических произведений и отнес туда свою пьесу. Когда же Хенрик узнал, что необходимо придумать псевдоним для участия в состязании драматургов, то в глаза ему бросилась книга одного из польских писателей о Янаше Корчаке. Волею судьбы наборщик, печатающий пьесу, допустил ошибку и пьеса вышла под именем Януша Корчака. Творение получило всеобщий успех и признание, а у Хенрика Гольдшмита отныне появился литературный псевдоним – Януш Корчак.
Уже на первом курсе обучения Гольдшмит решает, что будет детским врачом. Специально для того, чтобы понять суть своей профессии он совершит поездку в Швейцарию, посвятив это путешествие изучению опыта выдающегося педагога Песталоцци и посещению сиротских приютов. Эта поездка в корне изменила мировоззрение Хенрика – вернувшись в Варшаву он начинает вести двойную жизнь. Днем он бы прилежным студентом университета, а вечера проводил на самом дне Варшавы – в трущобах, бедных кварталах, где бездомные и голодные дети нуждались в его помощи и опеке. Гольдшмит приносил им лекарства, пищу, рассказывал интересные истории и делал подарки на праздники. Он больше не мог закрывать глаза на мир, существующий параллельно его жизни, не мог слушать наставления строгой матери, которая запрещала интересоваться жизнью людей не их круга.
Новая жизнь ради детей
Рядом с этими невинными созданиями, такими наивными и добрыми Хенрик Гольдшмит забывал о своих проблемах, внутренних конфликтах с собой, натянутых отношениях с матерью. Он чувствовал себя нужным, дети улиц ему радовались и с нетерпением ждали. Хенрик решил раз и навсегда порвать со своим прошлым: ушел от матери, поселился в общежитии для рабочих и устроился на работу в больницу для бедняков, где принялся за лечение бедных еврейских детей. И хотя официально он все так же остался Хенриком Гольдшмитом, но для себя, в душе, приня решение, что этого человека больше не существует. С тех пор Гольдшмит стал называть себя Янушем Корчаком.
Шел 1904 год и Януш Корчак занялся написанием автобиографической повести «Дитя гостиной». В этом произведении Януш впервые поднимает проблему детского воспитания, заявляя о том, что ребенок имеет права, а не только обязанности, что он личность, а не создание из которого когда-то вырастет человек. Сочинение Корчака вызвало всеобщее одобрение и успех, но талантливый автор не спешил пожинать плоды и торжествовать – его мысли и дела целиком были заняты работой в больнице. Он видел как в нем нуждаются его подопечные и старался отдавать себя полностью любимому делу.
Будучи человеком умным и самокритичным Корчак понимал, что ему недостает как знаний, так и опыта и решает за собственный счет ехать на стажировку в Германию, для того, чтобы набраться опыта и узнать о передовых технологиях лечения больных. Но его стажировка не была обычной: молодой врач два месяца посвятил изучению детских болезней и их лечению, а потом всерьез увлекся иным – находился в больницах для душевнобольных детей, помогал медработникам, делал различные записи, после чего отправлялся в приюты для малолетних преступников.
Когда же Януш Корчак вернулся в Варшаву, то продолжил свою прежнюю работу. Он лечил бедных детей, но каждый день, спасая их жизнь задумывался о том, что делает сейчас и о своей цели в этой жизни. Он понимал, что ребенка можно вылечить от болезни, но ведь вернувшись в условия антисанитарии и бедности он вновь подвергается серьезной опасности и вряд ли имеет будущее, которого заслуживает. Корчак чувствовал необходимость в серьезных социальных переменах, которые должны бы изменить жизнь детей и отношение к ним взрослых.
К большому разочарованию близких Януш бросает медицинскую практику. Он осознает, что просто лечение больных детей не сумеет изменить общество и нездоровые условия жизни своих маленьких пациентов. Корчак избирает для себя новый путь, решает заняться педагогикой.
“Детская республика” посреди Варшавы
В 1912 году Януш Корчак находит спонсоров, которые оплачивают покупку участка земли в Варшаве и строительство там детского приюта. Набрав в него детей просто с улицы, Януш хотел подарить им новый мир, неизвестный для них и чужой. Дети, не видевшие никогда ни кровати, ни чистого постельного белья, не восприняли инициативы своего благодетеля и отказались повиноваться. Тогда Януш Корчак основывает «детский парламент», самоуправление и товарищеский суд. Малолетние преступники восприняли правила, которые сами же придумали и с этого момента начинается процесс становления порядочных и воспитанных людей. Помощницей и верной соратницей в этом нелегком деле Корчака стала Стефания Вельчинская, которая, по предположениям многих историков, питала к Янушу большие чувства, чем к другу, но, понимая, что для выдающегося педагога не существует ничего личного, только усердный труд на пользу общества, так никогда и не призналась ему в своей любви. И тем не менее, она всегда была рядом – даже в последний день жизни Корчака.
Когда Европу накрыл вихрь Первой мировой войны, Януш Корчак вынужден был расстаться со своими детьми – как военнообязанного его забрали на фронт. Там, работая в госпитале и спасая жизни раненных солдат, его не покидали картины детских страданий. Всюду были дети-сироты, несчастные и голодные – дети, у которых война забрала детство. Боль и ощущение ужасной несправедливости заполняли все существо молодого педагога. Он понимал, что он один не в силе справиться с системой, в которой с интересами и потребностями ребенка никто не считался, но, не смотря на это, Януш Корчак не сложил руки и продолжал бороться за счастливое будущее, пускай не всех, но многих.
Так, очутившись в Киеве, Корчак основывает там еще один детский приют. Здесь нашли заботу, любовь и понимание дети-бродяги, живущие на улице и начинающие свое бандитское будущее. Януш не остановился на этом: он начинает работу над фундаментальным произведением всей жизни – книгу «Как любить ребенка». Педагог изложил основные принципы и советы по воспитанию и обучению ребенка, раскрыл до этого неизвестные приемы в педагогике, показал ребенка в новом свете, отразив его потребности и внутренний мир.
Жизнь и смерть ради детей
1 сентября 1939 года на территорию Польши вторглись войска Германии. Маленьких воспитанников и самого Януша Корчака отправили в еврейское гетто, где воспитатель с трудом, под риском собственной смерти, доставал для детей еду и медикаменты. Когда же польские патриоты попытались освободить Корчака – вывести из гетто по пропуску водопроводчика – то он возмутился и наотрез отказался покидать своих детей.
Понимая, что и дети, и он обречены, Януш не терял оптимизма: рассказывал воспитанникам сказки, учил, вдохновлял. В 1942 году Януша Корчака с детьми отправили в лагерь смерти Треблинка. При посадке в вагоны Корчаку представилась очередная возможность спастись – один из офицеров СС узнал в нем известного писателя, подошел к нему и спросил:
— Это вы нaписали «Kopoля Mатиуша»? Я читал эту книгу в детcтве. Хоpошая книга. Вы можете быть свободны.
— А дeти?
— Дeти поедут. Hо вы можетe покинуть вагон.
— Ошибаетесь. Не могy. Не все люди — мерзавцы.
A чeрез несколькo дней, в концлагеpе Tрeблинка, Корчaк, вместе со своими дeтьми, вошел в газoвую камeру. По дороге к смерти Корчак деpжал на рукаx двух самых маленьких деток и расскaзывал cказку ничего не подозревающим малышам. Стефания Вельчинская также сопровождала гордое шествие непокоренных и несломленных воспитанников приюта.
Великий педагог и мыслитель умер вместе со своими детьми, которым посвятил всего себя. Он до последнего хранил веру, что детей гитлеровцы не тронут, что у них просто не подымется на это рука. Но, благородный детский писатель приписывал благородство тем, кто его не имел. Януш Корчак погиб, ни на одну секунду не оставив своих воспитанников, вселял им надежду и оптимизм, веселил и дарил тепло, даже в последние минуты их короткой жизни. Именно таким он и вошел в историю – гуманным, справедливым, дарящим добро… А великое дело педагога не закончилось с его смертью – на основе трудов Януша Корчака была создана Женевская конвенция прав ребенка.
P.S. В Польше 2012 год был объявлен годом Януша Корчака
10 заповедей великого человека:
1. Нe жди, чтo твой рeбенок бyдет таким, как ты, или таким, кaк ты хoчешь. Помоги eму стать не тобой, a сoбой.
2. Не тpебуй от ребенка платы за все, чтo ты для негo cделал. Ты дaл ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь дрyгому, тот — трeтьемy, и это необратимый зaкон блaгодapности.
3. Не вымeщай на ребенке свои обиды, чтобы в старoсти нe есть гoрький хлeб. Ибо что посеешь, тo и взойдет.
4. Не относись к его проблeмам свысока. Жизнь дана каждoму пo силам, и будь yвеpeн — eму она тяжeлa не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, посколькy у негo нет опыта.
5. Не унижaй!
6. Hе забывaй, чтo самые вaжные встречи человека — его встpечи с детьми. Обращай бoльше внимания нa них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в pебенкe.
7. Не мучай себя, если нe можешь сделать что-то для своего ребенка, пpосто помни: для ребeнка сделано нeдостаточно, еcли не сделанo все возможноe.
8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твoeй жизнью, не тoлько плoд oт плоти и крови. Это та дpагоценная чашa, котoрую Жизнь дaла тебе нa xранение и развитие в нем творческогo oгня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная нa хранение.
9. Умей любить чужoгo pебенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтoбы делали твоемy.
10. Люби своего ребенка любым — нeталантливым, неудачливым, взроcлым. Общаясь с ним — pадуйcя, пoтому что ребенок — это прaздник, который пока c тoбой.