Кто восстановил Варшаву? И почему так?




Общий энтузиазм восстановления Варшавы вовсе не был выдуман коммунистической пропагандой. Решение о восстановлении принял Сталин, но именно вовлечение в дело рядовых поляков сделало отстройку возможной.

Послевоенное восстановление Варшавы было первой в мировой истории попыткой реконструкции целого исторического центра города, а не только его наиболее ценных достопримечательностей. Именно благодаря начатому в 1945 г. восстановлению много лет спустя столица Польши оказалась в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако в первые дни после войны мало кто верил, что весь этот проект закончится успехом.

В январе 1945 г. Варшава была морем руин. Власти ПНР рассматривали даже идею, чтобы город уже навсегда оставить в таком состоянии – как антивоенный памятник для будущих поколений: необитаемый пейзаж, напоминающий поверхность Луны.

Разрушение

Во время Второй мировой войны город разрушали постепенно. Десять процентов строений рухнули уже в сентябре 1939 г. Продолжение разрушений имело место в 1941-ом, во время советских бомбардировок. В 1943 г. разрушения достигли беспрецедентных размеров вместе с ликвидацией Варшавского гетто. Последствием восстания в гетто было буквальное уничтожение целого северного района Варшавы.

Последний этап разрушений наступил во время Варшавского восстания, когда бои шли в Старом городе, Повисле, Средместьи и на Воли. То, что уцелело, подвергалось систематическим ограблениям, а потом – сравнивалось с землей немецкими специальными отделениями (Vernichtungskommando и Verbrennungskommando) еще в середине января 1945 г., перед самым наступлением Красной Армии.

Как результат, потери среди общего количества зданий и сооружений Варшавы в начале 1945 г. оцениваются в 84% от общего числа всех строений. При этом промышленная инфраструктура и исторические здания были разрушены в 90% случаев, а жилые здания – в 72%. После Варшавского восстания город, в котором перед войной жило миллион человек, был почти пустой. Несколько тысяч человек обитало среди пепелищ.

Варшава в январе 1945-го – Старый город после Варшавского восстания
Варшава в январе 1945-го – Старый город после Варшавского восстания; фото: Wikipedia

Перспективы восстановления казались настолько нереальными, что власти ПНР рассматривали даже вариант перенесения столицы в Лодзь, где сохранилось большинство довоенных зданий.

Но почему Варшаву все-таки отстроили?

По двум причинам. Первая – это человеческий фактор. С января 1945-го люди постоянно наполняли город; бывшие жители и другие прибывшие, лишенные крова, собирались посреди скованных льдом руин и начинали восстановление по собственной инициативе.

Вторая причина – это политика. Сталин, который готовился к Ялтинской конференции, нуждался в международном признании, а его должна была обеспечить возродившаяся Польша со столицей в Варшаве.

Перекресток улиц Свентоерской и Налевки

Перекресток улиц Свентоерской и Налевки в старом центре еврейского района в Варшаве, разрушенном нацистами в 1943 г., фото: Генри Кобб, 1947 г.

Крайова Рада Народова приняла резолюцию о восстановлении 3 февраля 1945 г., а несколько дней позже, 14 февраля, было создано Бюро Восстановления Столицы. Одновременно с созданием Бюро началась реализация одного из наиболее амбициозных проектов в истории человечества. Никто никогда до этого не пробовал отстроить настолько разрушенный войной город.

Решение по этому вопросу контрастировало с доминирующей в это время во всем мире консервативной доктриной. Немцы, англичане, голландцы, французы и итальянцы, которые после войны также стояли перед необходимостью восстановления многих своих городов, решили реконструировать только некоторые единичные исторические здания. Восстановление Варшавы реализовало обратную стратегию.

Как исследуют Ежи Маевски и Томаш Маркевич, авторы книги “Строим новый дом”, особый характер восстановления Варшавы является в большой степени заслугой одного человека:
“Захватович убеждал как политическую власть, так и среду консерваторов и архитекторов, что в случае уничтоженных во время войны немцами польских достопримечательностей, а особенно тех в столице Польши, исключительно допускается их полная реконструкция. Мотивировал он это патриотическими чувствами: “Народ и памятники его культуры – едины”.

Побуждения Захватовича были патриотическими – он утверждал, что народ и памятники его культуры являются единым организмом. Однако этот подход не разделяли все участники команды восстановителей. Во время всего периода отстройки до 1952 г. деятельность Бюро Восстановления Столицы была отмечена острым конфликтом между группой “монументалистов”, сосредоточенных вокруг Захватовича, и группой “модернизаторов”, которых возглавляли голова Бюро Роман Пиотровски и его заместитель Йозеф Сигалин. Раздел отражал политические взгляды архитекторов: группа Захватовича имела отношение к подпольной Армии Крайовой, а Пиотровски и Сигалин были людьми нового строя.

План Захватовича предполагал строительство с нуля целых зданий и памятников – частично по памяти, частично – согласно документации, при использовании любых источников, которые были доступны, например, картин Каналетто с XVIII ст. Большая часть восстановленного города должна была стать копией прежней Варшавы.

Начальный масштаб реконструкции, предлагаемый Захватовичем, был сильно уменьшен, однако благодаря именно его решимости и решимости его команды огромная часть Старого города и Королевского тракта била в точности восстановлена.

Единственную в своем виде, пионерскую попытку отстройки Варшавы мировое общественное мнение оценило в 1980 году, когда варшавский Старый город был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2011 г. архив Бюро Восстановления Столицы был включен в наиболее ценные примеры документального наследия в истории человечества и внесен в список Памяти мира.

Строительство социалистической столицы

Реконструкция на улице Голубиной в Старом городе
Реконструкция на улице Голубиной в Старом городе (сегодня – Пивная, 6) , 1953 г., фото: Збышко Семашко / Дом Встреч с Историей

Историческая реконструкция – это только часть усилий в целом процессе отстройки. Чтобы принять растущее число варшавян, городу был нужен новый урбанистический план, новые улицы, новые здания.

Первые послевоенные годы – это время больших проектов, таких как, например, строительство шоссе W-Z (Восток-Запад), которое на момент открытия в 1949 г. считалось огромным инженерным достижением, главным образом, благодаря туннелю, что проходил под Замковой площадью. В свою очередь в Мариенштате, первом послевоенном жилом районе в Варшаве, часть зданий (что интересно, стилизованных под XVII-вековые купеческие дома) была построена в рекордно быстрые сроки.

В первые годы отстройки архитекторы еще наслаждались артистической свободой. Некоторые тогдашние проекты шокируют своим модернизмом, как например здание Варшавского Жилищного Кооператива на Коле, спроектированное Хеленой и Шимоном Сиркусами в духе функционализма 30-х годов, или кинотеатр “Москва”, что был спроектирован еще перед внедрением соцреализма. Соцреализм, введений сверху в 1949 г., положил конец свободы на ближайшие несколько лет. Его наиболее характерными проявлениями были спальный район Муранов и Палац Культуры и Науки (1953-1956).

Первый этап восстановления завершился роспуском Бюро Восстановления в 1952 г., но все же много реконструкционных проектов продолжались до 60-х годов, и даже еще дольше (например, восстановление Королевского замка окончилось в 1974 г.).

Весь народ строит свою столицу

Работники во время отстройки Старого города
Работники во время отстройки Старого города, 1946 г., Форум, 1950 г.

Как настолько большой проект воплотился в жизнь в стране с настолько уничтоженной экономикой? Тяжело сегодня в это поверить, но единственным источником финансирования тогда были добровольные пожертвования жителей, сбором которых занимался Общественный Фонд Восстановления Столицы. Созданный в 1945 г. и распущенный только в 1965 г., он был единственной государственной структурой, созданной для реализации этой цели.

Строительсто Шоссе W-Z
Строительсто Шоссе W-Z, рядом с руинами Королевского замка в Варшаве, 1940 г., фото: Едвард Фалковски / Форум

Варшаву на самом деле – как гласил популярный слоган – строил весь народ. Пожертвования поступали с целой страны, работали строители с разных частей Польши, многие работали в качестве волонтеров. Этот общий энтузиазм, запечатленный в тогдашних кинохрониках, не был выдумкой коммунистической пропаганды. Это на самом деле могло быть главным фактором, способствовавший тому, что восстановление оказалось возможным.

Следует также вспомнить об общественном аспекте отстройки Варшавы – предоставление многим людям места для жительства и шанса на новую жизнь. Это касалось целых социальных классов и предотвратило их исключение из участия в жизни города.

Разрушить старое

Строительство Палаца Культуры
Строительство Палаца Культуры требовало сноса десятков XIX-вечных зданий, которые пережили Варшавское восстание, ок. 1955-го, фото: Владислав Славны / Дом Встреч с Историей

Строительство новой, социалистической столицы предполагало уничтожение старого лика Варшавы, т.е. того, что от него осталось. Как пишут Ежи Маевски и Томаш Маркевич, будущая столица Польши должна была стать примерным социалистическим городом, а это подразумевало национализацию земель и снос многих домов, которые пережили войну. Касалось это в основном каменных зданий перелома XIX и XX ст., характерных для довоенной Варшавы.

“Группы строителей быстрого реагирования Бюро Восстановления принимали спорные решения, касающиеся сноса стен десятков XIX-вечных зданий, иногда даже тех, которые были восстановлены, часто только потому, чтобы сделать невозможным возвращение в них бывших частных собственников”.

С точки зрения властей ПНР, архитектура с этого периода была квинтэссенцией буржуазного стиля, а для модернистских архитекторов она была препятствием для строительства новой, лучшей, урбанистической среды для работающих классов. Урбанисты и архитекторы, которые до войны успели спроектировать не больше чем несколько зданий, теперь могли предоставить своей фантазии полную свободу действий и создавать целые районы, несмотря на то, что в недалеком прошлом тут была частная земельная собственность – пишут Маевски и Маркевич.

Длинная тень национализации

Процесс восстановления и путь, каким он шел, имели много недостатков, которые только сегодня проясняются. Чтобы облегчить усилия восстановления, в октябре 1945 г. вступил в силу так называемый декрет Берута, который говорил, что вся земля в границах довоенной Варшавы будет национализирована (хотя это и не касалось зданий, но на практике они также были национализированы). Много историков считает, что без этого отстройка столицы не была бы возможной.

Но это не изменяет факта, что коммунистический декрет Берута, кроме того, что нарушил конституционное право собственности, создал также почву для будущих претензий довоенных собственников и их наследников. Процесс реприватизации, который в последние годы усилился, касается многих территорий и домов общественного использования, создавая угрозу для социальной структуры города. Решение этой проблемы еще впереди.

1 1 оценка
Рейтинг статьи

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
Посмотреть все комментарии