Потомки бородатых радикалов, которые утекли на земли Речи Посполитой от религиозных преследований – это самые давние оседлые россияне на запад од Буга. Сейчас вы узнаете об увлекательной истории польских старообрядцев.
Называемые также староверами, раскольниками или филипповцами, старообрядцы – это этноконфессионная группа, которая образовалась в результате раскола Русской православной церкви. В XVII веке они отвергли изменения в церковной литургии, что принесло им кровавые репрессии и принудило к эмиграции. Поселились они тогда в т.ч. и в окрестностях Сувалок и Августова, а также на Мазурах. Эти общины существуют и по сей день, однако, если количество староверов в границах I Речи Посполитой оценивали на более 100 000 человек, то в межвоенном периоде их было уже около 50 тысяч, а в сегодняшней Польше – только несколько тысяч. Многие со временем ассимилировались или отошли от веры, часть пострадала от миграций и переселений XX столетия. Но существуют еще в Польше места, где можно встретить староверов и сейчас.
Церковь в когтях Антихриста
Историческая церковь Староверов в Войнове на Мазурах, 9.04.2007, фото Таида Тарабула / Форум
В 1439 году во Флоренции император и византийский патриарх подписали унию с Католической Церковью, а уже через 14 лет Османские турки положили конец византийской государственности. Жителям Руси это показалось изменой греков православию. Поскольку греков посчитали отколовшимися, нет ничего удивительного в сопротивлении реформам патриарха Никона на Руси, которые должны были упразднить литургическую и обрядническую разницу между Церковью Русской и Греческой: перекрещивание тремя пальцами (вместо двух), четырехугольный крест вместо восьмиугольного, новый способ писания икон и исправленный на греческий манер служебник.
Эти изменения сегодня могут выдаться косметическими, однако именно они произвели настоящую бурю. Тем более что XVII столетие – это время ухудшения положения крестьянства и сельского духовенства: введена система барщины и сынам низшего духовенства закрыли доступ к административным должностям. Способы, которыми вводили новый строй в Церкви (например, выдалбливание глаз на старых иконах) также не относились к числу субтильных. А так как были популярными апокалипсические настроения, то достаточно легко было убедить людей, что Церковь находится в руках сатаны, а Никон – это сам Антихрист.
Противников реформ встретили на Руси численные репрессии, кульминационным пунктом которых было введение царицей Софией в 1689 году смертной казни за удерживание старых принципов веры. Когда еще и Петр I запретил россиянам ношения бород, то много старообрядцев дошло к мнению, что ничего хорошего им в России уже не светит. Часть из них, уверенна в близком конце света, совершила массовое самоубийство в церквях, где они сгорели живьем, защищая старые книги и иконы; часть выбрала миграцию на границы государства, или за территорию Российской империи. В результате старообрядцы сегодня являются одной из наиболее раскиданных по миру религиозных групп (от США до Японии и Новой Зеландии).
Изгнание и заселение
Старообрядцы на Сувалщине, фото Анджей Сидор / Форум
Уже в начале XVIII столетия они появились в, принадлежащих тогда Речи Посполитой, Ливонии и Курляндии. После Первого раздела они начали перемещаться дальше на запад, к Каунасу, Вильнюсу и на Сувалщину. Очередной выход, в XIX веке, вызвало введение в Царстве Польском призыва на воинскую службу и введение метрических записей, которые часть староверов нашли несовместимыми со своими религиозными канонами. Переселялись тогда на Мазуры.
Так описывал это Мэльхиор Ванькович в репортаже, посвященном Войнову, одному из населенных пунктов, основанных старообрядцами:
На них любопытно смотрели немцы. Переселенцы, например, не имели ни одной пуговицы, потому что считали их дьявольским изобретением. Так как везде был дремучий бор, то в их жизнь никто особо не вторгался. Сектанты оказались спокойными и трудолюбивыми и из-за этого они прижились на местном грунте и с местным мазурским населением, а со временем они сосредоточились на некоторых узких специализациях, как например, на торговле овощами в Восточной Пруссии и вдоль берега Крутыни начали выскакивать домики – русские бани.
Старообрядцы прославились как хорошие и предприимчивые хозяева, которые руководствовались правилом “собственность, честно приобретенная и правильно использованная, не может быть грешной”. Так позицию раскольников в межвоенной Пруссии, которая уже тогда была частью III Речи, описывал Енджей Гертых:
О российских общинах (…) хорошо известно на всех Мазурах, во всей Восточной Пруссии, и даже в Германии. С целой Речи туда едут туристы, чтобы посмотреть на “russische Dörfer”. Доход с туризма очень серьезно влияет на состоятельность колонистов. Заинтересованность германской общественности в рассматриваемых как туристическая особенность “Russen”, сделала очень интересную вещь: (…) их национальная особенность не преследуется германским государством и трактуется благоприятно, и даже поддерживается.
Так как в XX столетии многих старообрядцев, которые заселяли Мазуры, стали рассматривать как “Немцев старославянского вероисповедования”, то после войны они разделили судьбу своих евангелистских соседей и выехали в ФРГ. А на Сувалщине много людей воспользовались советским предложением и переселились в аннексированную СССР Литву.
Духовная и светская жизнь
Трифон Персьянов – старообрядец, Холны Волмера на Сувалщине, 9.06.2008, фото Анджей Сидор / Форум
Разница в религиозных взглядах привела к становлению в диаспоре отдельных групп староверов. Главная линия раздела прошла между т.н. поповцами и беспоповцами. Не было новых священников и не было кому посвящать в духовный сан – единственный способствующий староверам епископ был сожжен на костре. Часть старообрядцев, привязанная к таинствам, решила искать священников среди православного духовенства, после проведения над ними повторного крещения. Более радикальные старообрядцы откинули церковную иерархию и, что за этим идет, большинство таинств, веруя, что сам Христос – это путь к спасению, а не институционально скомпрометированное духовенство. Подавляющее большинство старообрядцев в Польше это именно беспоповцы.
Беспоповцы объединяются в верующие общества под управлением наставника – демократически избранного локальной группой духовного лидера. Наставник исполняет два таинства, которые сохранили беспоповцы – крещение и общую исповедь, ведет процесс бракосочетания, отправляет похороны, только он имеет право читать Евангелие во время служб. Он должен иметь безупречную репутацию в обществе и знать старославянский, которым записываются религиозные книги, потому что старообрядцы используют только книги, созданные до реформы, либо их точные копии.
Домы молитвы беспоповцев – это моленные. Архитектурно оны напоминают православные церкви. На сегодняшний день в Польше функционируют 4 моленные, 3 на Сувалщине: в Габовых Грондах, Сувалках и Водзилках; и 1 на Мазурах: в Войнове, которая является архитектурной сенсацией, так как это единственное кирпичное строение такого типа что, к тому же, было построено по примеру евангелических церквей в неоготическом стиле. В Войнове (в свое время) в одном из самых важных центров беспоповцев во всем мире, стоит также здание монастыря XIX века. Религиозные функции оно перестал исполнять в 2006 году, когда умерла последняя монахиня, которая в нем жила, и монастырь стал доступным для туристов.
Старообрядческие иконы эксперты считают одними из наиболее красивых. Их культ очень важен для старообрядцев. Считается, что эти иконы – это отражение лика Бога на Земле. Почитаются только иконы, которые создали по старому, предреформному канону, тогда как в православии, со временем, появились следы вдохновения западноевропейским сакральным искусством. Такие иконы можно писать только по дереву и их нельзя прибывать или вешать, так как первое ассоциировалось старообрядцам с гвоздями, которых использовали для распятия Христа, а второе – с повешением Иуды. Само писание икон требовало не только знания дела, но также аскетического приготовления, наполненного молитвами и постами. Богатую коллекцию старообрядческих икон можно посмотреть в Музее Икон в Супрасли и в Музее Вармии и Мазур в Ольштыне.
Старообрядцы были известны своими суровыми обычаями. Когда-то им запрещалось курить табак и злоупотреблять алкоголем, запрещенным был даже чай. Они долго жили в изоляции от своих соседей других вероисповеданий, нежелательными были мешаные браки. Они придерживались также численных (некогда три-четыре дня на неделе) постов, во время которых не ели мяса, яиц и молочных продуктов.
На давние запреты сегодня смотрится сквозь пальцы. Но это не значит, что польские староверы полностью отошли от своих традиций. Работают молельные, функционируют культурные общества, а в расположенных возле Августова Габовых Грондах, непрерывно от 1988 года, действует фольклорная группа Рябина, которая исполняет давние российские песни и танцы.
Автор: Патрик Закжевски, март 2015