В плеяде литературных деятелей Польши имя Адама Мицкевича подобно наиболее яркой звезде в созвездии, и не случайно этого поэта эпохи романтизма именуют «польским Пушкиным». Живший и творивший в одно и то же время с русским литературным гением, Мицкевич сыграл не менее важную роль в развитии и популяризации польской культуры и литературы. При этом в особенности парадоксально, что территориально поэт был более тесно связан с Беларусью и за свою жизнь почти не бывал в Польше, но судьба исторической родины предков красной нитью пронизывала весь его жизненный и творческий путь.
Становление поэта
Будущий литературный гений Польши родился 24 декабря 1798 года в деревне Заосье (современная Беларусь). Его отец происходил из обедневшего рода шляхтичей, занимался юриспруденцией и был ярым патриотом Польши, выступавшим против разделения её земель. Национальную гордость и любовь к исторической родине он стремился привить и своим детям.
Не менее важную роль в укреплении любви к Польше и интереса к истории Беларуси и Литвы в судьбе Адама Мицкевича сыграла его няня Ганна. Будучи маленьким мальчиком, именно от неё он услышал немало старинных польских, белорусских и литовских сказок и песен, оставивших неизгладимый след в его сознании. Уже в школьные годы Адам наблюдал народные обряды в соседних деревнях, что также впоследствии нашло отражение в его творчестве.
Любознательность и наблюдательность Адама Мицкевича стали основой для первых шагов на литературной стезе. Свои первые стихи он написал, обучаясь в доминиканской школе Новогрудка. Отец Адама умер, так и не дождавшись прихода наполеоновских войск, на которые он возлагал большие надежды, питая иллюзию относительно сохранения единства польских земель. Будущий же поэт своими глазами видел позор французской армии, что на долгие годы оставило глубокий след в его душе.
Студенческие годы и раннее творчество
Изначально Адам Мицкевич собирался обучаться в университете Вильно (Вильнюс) на физмате, но вскоре осознал, что история и филология привлекают его гораздо больше. Через год он перевёлся на иной факультет, где смог изучать интересующие его дисциплины. Поэт освоил основные языки романской группы (английский, немецкий, французский, итальянский), владел русским и мог изучать античную литературу в оригинальных публикациях.
Университет Вильно стал отправной точкой не только для творческого, но и для политического пути Мицкевича. В стенах этого заведения царила либеральная атмосфера, и именно здесь Адам вместе с друзьями основал «Общество филоматов», ключевыми принципами которого была любовь к родному языку, национальная гордость и достоинство. Мицкевич проявлял особую активность в развитии этого общества, но его идеи не всегда находили широкую поддержку.
В раннем творчестве Адама Мицкевича, которое в основном представлено стихами-посланиями его соратникам по обществу филоматов, прослеживается оптимизм и жизнелюбие. В годы учёбы он также увлекается классицизмом, восхищается Вольтером и даже пытается перевести несколько его произведений, преобразовав их в поэтическое творчество.
В студенческие годы происходит и знакомство Адама с Марылей Верещак, чей образ на долгие годы сохранился в памяти поэта, найдя отражение в его творчестве. Любовь была взаимной, но девушка была просватана за другого ещё до встречи с Адамом. Её свадьба стала болезненным ударом для Мицкевича, но именно это событие впоследствии и наложило первые отпечатки романтизма на его творчество.
Творческий прорыв
После завершения обучения Адам был направлен на работу учителем в Ковно. Назначение в провинциальный городок было подобно ссылке для чрезмерно активного в общественно-политической жизни Мицкевича, которого удалили от эпицентра главных событий. Работа учителем не приносила Адаму особой радости, но именно этот период в жизни становится переломным моментом в его взглядах, нашедших отражение и в творчестве.
Он увлекается поэзией романтизма, зачитывается Гете и Байроном. Адаму импонирует, что произведения этого литературного течения пронизаны духом свободы, а их авторы обращаются к прошлому своего народа, его национальному достоянию, традициям. Под влиянием этого Мицкевич создаёт цикл «Баллады и романсы» и издаёт два сборника стихов, основой для создания которых послужил польский и белорусский фольклор. В своём творчестве Адам Мицкевич использовал язык польской шляхты Беларуси, который был наиболее близок к белорусскому говору. Поэтому не случайно этого польского поэта высоко почитают как в Польше, так и в Беларуси. Немало произведений Мицкевича переведены русский и белорусский языки.
К наиболее значимым произведениям «ковненского» периода относятся «Гражина» и «Дзяды» (2 и 4 части), в которых поэт обращается к народным верованиям и фольклору, пытаясь через них выразить своё видение «настоящего человека». Согласно его представлениям, таковым можно считать того, кто познал не только радость, но и горе, и был отзывчив к чужим страданиям. Четвёртая часть «Дзяды» отражает личную трагедию поэта, ведь фактически в исповеди главного героя, который разлучён с возлюбленной, Мицкевич описывает собственные муки от несбывшихся надежд на счастье с Марылей.
В 1823 году Адам Мицкевич вместе с товарищами-филоматами арестован, но заключение ему заменяется ссылкой в центральной России. Так впоследствии он оказывается в Петербурге, затем – в Одессе, а после и в Крыму. Поездки по Российской империи также наложили отпечаток на творчество польского поэта. Именно в этот период к Мицкевичу приходит настоящая известность и слава. Он пишет цикл «одесских стихотворений» и получившие особую популярность «Крымские сонеты», а в 1928 году издаёт написанную не без влияния байроновского творчества поэму «Конрад Валленрод». Главным её героем является борец-одиночка, пожертвовавший личным счастьем ради спасения родного народа.
За время пребывания в Москве и Петербурге Адам Мицкевич обзаводится новыми знакомствами на общественно-политической арене, в том числе и с декабристами. Он тесно общается со многими известными литературными и общественными деятелями того времени, но всё же наиболее знаковым оказывается знакомство и общение с Пушкиным. Оба поэта высоко ценили творчество друг друга, что нашло отражение и во взаимных переводах произведений.
Жизнь и творчество в эмиграции
Самое знаковое своё произведение – «Пан Тадеуш» (“Pan Tadeusz”) Адам написал далеко за пределами родных земель. В 1829 году он уезжает в Германию, где встречается с Гете, а после едет в Швейцарию и Италию. О начале восстания в Польше Мицкевич узнаёт, будучи за границей, и спешит вернуться на родину. Но после разгрома восставших он возвращается в Германию, а отголоском от увиденного и пережитого становится третья часть поэмы «Дзяды» (“Dziady”).
В 1832 году Адам Мицкевич переезжает в Париж. На «парижский период» (1832-34 гг.) приходится создание поэмы «Пан Тадеуш», которая впоследствии была названа настоящей энциклопедией культуры и истории польского народа. В это время поэт увлекается идеями об особой роли Польши в истории других народов, что также находит отражение в наиболее известном его произведении. Фактически этой поэмой и завершается его литературное творчество.
В 1834 году Мицкевич женится и впоследствии погружается в семейный быт и заботы о заработке на содержание семьи. Замыслы его исторических произведений не находят воплощения, и Адам возвращается к преподавательской деятельности, читая курсы по античной и славянской литературе во Франции. Оставив творчество в стороне, Мицкевич всё же до конца своих дней не забывает об общественно-политической деятельности, принимая наиболее активное участие в ней. Даже последняя в его жизни поездка в Константинополь в 1855 г. была связана с политическими идеями. Но, заболев холерой, Мицкевич умирает. Похоронили его в Париже, а впоследствии прах поэта был перезахоронен на исторической родине в Кракове.
Мицкевич – поэт, воплотивший в своём творчестве дух польского народа «с наибольшей красотой, силой и полностью». Его ценят как в Польше, так и в ряде иных стран, в том числе Беларуси и Литве. Нельзя отрицать особый вклад Мицкевича в развитие именно польской литературы, которая благодаря ему была вознесена до уровня европейского признания.