Чеслав Немен: легенда польского рока




Наверное, почти в каждой стране найдётся своя рок-легенда, навсегда оставившая яркий след в музыкальной истории. В Польше такой культовой личностью является Чеслав Немен – наиболее неординарный музыкант, который своими творческими экспериментами задал ритм развития современной польской музыки и вошёл в число самых ярких европейских исполнителей 20 века.

С музыкой в сердце с детства

Будущий лидер польского прогрессивного рока – Чеслав Юлиус Выджицки, получивший известность под творческим псевдонимом Немен, родился 16 февраля 1939 года в деревне Старые Василишки, тогда ещё входившей в состав Польши, а немногим позже ставшей частью Беларуси. Его отец занимался настройкой музыкальных инструментов, а сам Чеслав начал путь к музыке с пения в церковном хоре.

Дальнейшее обучение в музыкальных учебных заведениях Гродно и Гданьска развило способности парня и также стало исходной ступенью к успеху на творческом поприще. Его карьера певца началась с сольных выступлений в молодёжных клубах, театрах и кабаре. Музыкальный репертуар юного исполнителя составляли испанские и латиноамериканские песни, которые он пел, аккомпанируя себе на гитаре. Некоторые из этих композиций даже впоследствии вошли в его изданные альбомы.

Восхождение на музыкальный Олимп

Будучи обладателем высокого мощного голоса и тонкого музыкального слуха, Чеслав не остался незамеченным на музыкальной арене тех лет. В 1962 году он впервые заявил о себе широкой публике, попав в число лауреатов Фестиваля молодых талантов в Щецине. Результатом этой маленькой победы стало тесное сотрудничество с коллективом «NiebeskoCzarni».

Но настоящий успех пришёл к Чеславу в 1963 году, на Фестивале в Ополе. Исполненная им песня существенно отличалась от польской музыки того времени и стала своеобразным прорывом, дыханием нового времени, символом иной эпохи, другого поколения. В тот же год Чеслав создаёт ряд собственных песен, одна из которых впоследствии даже была перезаписана и исполнена Марлен Дитрих. Всё это становится первыми шагами на пути к сольной карьере.

Последующие три года происходит стремительное восхождение творческой звезды по имени Чеслав Немен. Свой псевдоним музыкант взял в память о тех местах, где прошло его детство (Неман – река, протекавшая в 40 км от его родного села). В эти годы он много гастролировал за границей, выступал в Чехословакии и Югославии, Швейцарии и Венгрии, ФРГ и Швеции. Во Франции творчество Немена было отмечено двумя наградами на фестивале в Ренн. За границей Чеслав проникся идеями хиппи, что отразилось как на его имидже, так и на музыкальных предпочтениях. Его запоминающиеся мелодии, сильные песни и невероятно эмоциональное исполнение не остались незамеченными, став очередным поворотным этапом на пути к безоговорочному успеху и признанию.

Триумф в сольных проектах

Начав сольную карьеру, Чеслав ощутил себя творцом личной Вселенной, что вылилось в создание в 1966 г. собственной группы – «Akwarele». В 1967 г. Немен записал свою первую пластинку (впоследствии отмеченную «Золотым Диском»), а спустя год выпустил ещё три. 1968-й становится годом наград и его признания, в том числе как лучшего польского исполнителя. 1969 год отмечен гастролями с собственной группой и записью новой пластинки в Италии. После возвращения на родину «Акварели» распадаются, а Чеслав создаёт новый коллектив. С концертами он гастролирует по всей Польше и даже выступает во время Олимпиады в Мюнхене.

Популярность Чеслава на музыкальной арене не остаётся незамеченной и в кинематографе. Марек Пивовски (Marek Piwowski) снимает короткометражку, посвящённую этому исполнителю. Песни Немена звучат в различных польских фильмах в качестве саундтреков. Так, Чеслав принял участие в работе над первым польским рок-мюзиклом «Рисунки на стекле» (пластинка вышла в 1970 г.), где исполнил две звучащие в финале песни, а несколько позже отметился исполнением песен в фильме «Свадьба» Анджея ВайдыНемен считал поэзию наиболее близкой к музыке формой искусства, а кинематограф видел как специфический отпечаток реальности.

В 1970 году вышел альбом «Enigmatic», в котором на музыку были положены стихи классиков польской литературы (в частности, источником вдохновения послужила лирика Циприана Норвида). Многие оценивают этот альбом как лучший не только в творчестве Немена, но и во всём польском роке. Создание композиций на грани между популярной и академической музыкой было основным стремлением певца, и это в особенности заметно в «Enigmatic». Классическая поэзия в обработке и исполнении Чеслава обрела новую жизнь и особое звучание. В 1971 году вышел его совместный альбом с обладательницей очаровательного голоса – Вандой Варска, который оказался успешен и впоследствии даже несколько раз переиздавался.

От пика славы до периода затишья

Пик славы Немена пришёлся на 70-е гг. В это время его имя становится хорошо известным далеко за пределами Польши. Он гастролировал по всему Советскому Союзу, а в 1980 г. принял участие в музыкальном фестивале в Тбилиси. В 1973 г. Чеслав 2 месяца провёл в США, где принял участие в записи пластинки с американскими музыкантами, а уже в 1974-м он создал новую группу и вместе с ней гастролировал по Польше.

В 1975 г. Немен сотрудничает с Театром Народовы. Одной из наиболее ярких работ этого периода становится написание хоров ангелов и демонов для постановки третьей части поэмы «Дзяды»Мицкевича. Работа в одиночку сказывается и на дальнейшем творчестве Чеслава Немена. В 1980 г. выходит его альбом «Постскриптум», в котором вся работа от аранжировки до сведения полностью выполнена самим Чеславом.

В 1983 г. был выпущен «Little Wing» – результат совместного творчества Немена и гитариста-джазмена Томаша Яворски (Tomasz Jaworski). Вошедшие в него арт-рок-блюзовые композиции были рассчитаны на слушателей англоязычных стран. В 1987 году был записан «Samarpan» – проект в духе электронного джаза со Славомиром Кулпович (Sławomir Kulpowicz). В конце 80-х Чеслав выпустил альбом «Terra Deflorata», в котором песни звучали под электронную музыку. На создание этого проекта у него ушло несколько лет. Последний альбом был выпущен в 2001 году, а январе 2004 года музыканта не стало. Немен умер от рака и был похоронен в Варшаве.

Беспокойный бунтарь и музыкальный экспериментатор

Многие считают, что феномен успеха Чеслава Немена в том, что он жил и творил на

перекрёстке разных культур и жанров. Запад и Восток, старые и новые музыкальные веяния, классика и рок, акустическая и электронная музыка – контрасты всегда играли ведущую роль в его творчестве. Немен не желал быть узником прошлого и собственной популярности, он постоянно экспериментировал и стремился создавать нечто новое. Начав с простых песен в стиле поп, он впоследствии стал создавать оригинальные авторские композиции с элементами джаза и рока, и одним из первых музыкантов Польши перешёл к электронной музыке.

Одна за другой распадались группы, которые создавались Неменом, а он уже экспериментировал в новом направлении и создавал не менее популярный иной коллектив из настоящих профессионалов. Даже в интервью Чеслав признавался, что относит себя к числу людей беспокойных, которые всегда готовы предложить нечто новое и неожиданное. Певец видел своё место в жизни в музыке и песне, и считал, что это его способ выразить собственные чувства и размышления, а также продемонстрировать истинные жизненные ценности. В песнях «Сон о Варшаве» (“Sen o Warszawie”) и «Родные цветы» (“Kwiaty ojczyste”), посвящённых Польше, наиболее ярко выражено отношение певца, вложившего в эти строчки всю свою любовь к родине. И хотя Чеслав Немен приобрёл славу экспериментатора в разных жанрах, всё же лучшие его альбомы пронизаны духом прогрессивного рока и не случайно именно его считают основателем этого направления в польской музыке.

0 0 оценок
Рейтинг статьи

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
Посмотреть все комментарии