Архитектура Кракова колоритна и неповторима: готические башни и шпили здесь сочетаются с ультрасовременными строениями. В этом европейском городе как-будто застыло время и величие средневековых ансамблей соединилось с современными стилевыми течениями, наделив Краков самобытностью, которая присуща только ему. Такой необычный дух города воссоздается благодаря многочисленным архитектурным формам, сохранившимся в своей первозданной красе и дошедшими к нам сквозь века. Именно таким предстает перед глазами туристов и жителей города величественныйМариацкий костел, история которого такая же необычайно захватывающая, как и самого Кракова.
История создания архитектурного шедевра
Начало своей истории Мариацкий костел берет в первой половине XIII века, когда на его современном месте был построен небольшой деревянный храм. Позже он преобразовался в каменный костел в романском стиле, который не уцелел после татаро-монгольских набегов. Уже в XIV веке, на месте его разрушенного фундамента, началось возведение нового храма, сочетавшего в себе ранние готические мотивы. Храм совершенствовался и достраивался, был сооружен новый пресвитерий, дошедший до наших дней, изменялось освещение, понижались стены и формировались большие окна. После череды изменений костел преобразился в базилику.
Землетрясение 1443 года, принесшее необычайные разрушения и лишения, повредило и свод храма, частично уничтожив уникальную архитектурную конструкцию тех времен. Но это не остановило процесс развития храма – в XV веке было построены боковые часовни и северная башня, которая использовалась как городская сторожевая башня.
Многочисленные изменения и перестройки меняли и совершенствовали вид костела, но главному его украшению не страшны были никакие перемены и разрушения. Великий немецкий скульптор Вит Ствош в течение 12 лет создавал настоящее чудо готической скульптуры, которое не имеет аналогов в мире. Величественный алтарь являет собой 13-ти метровое панно, состоящее из вырезанных с липы фигур святых и различных сцен из жизни Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа. Все детали фигур, созданных рукой мастера, проработаны с большой точностью и тщательностью, что создает впечатление одухотворенности.
Реставрация и восстановление былой красоты
Будучи типичным готическим архитектурным возведением, Мариацкий костел долгое время имел мрачный и мистический вид. В XIX веке его лик был значительно изменен, когда в рамках благоустройства Кракова было закрыто и ликвидировано кладбище, которое располагалось многие века на месте современной Мариацкой площади. Еще большей эстетики добавила отделка храма внутри полихромией в стиле позднего барокко. А грандиозные работы по чистке стен от многовековых загрязнений и реставрация крыши позволили вернуть костелу первозданную красоту и блеск.
Мариацкий костел – это настоящая визитная карточка Кракова. Во-первых, это сооружение великой значимости, так как является объектом паломничества католиков со всей Польши и мира. Его непревзойденный интерьер и убранство захватывает дух и поражает воображение, что поспособствовало непрерывному потоку туристов и экскурсий, нацеленных на посещение грандиозного храма. Да и значимость для горожан Мариацкого костела чрезвычайно велика, ведь кроме своей святости, красоты и грандиозности костел имеет еще и романтический флер – он окружен множеством красивых и невероятных легенд и сказаний.
Фронтальные башни храма – главный объект домыслов и легенд
Одна из них связана с внешним видом Мариацкого костела. Разглядывая его в живую или на фото, сразу бросается в глаза разная высота фронтальных башен. Горожане по своему объясняют эту особенность архитектурного сооружения и передают ее из уст в уста, а далее – из поколения в поколение. Городская легенда повествует, что строительством храма заведовали две семьи, которые враждовали между собою и постоянно пытались доказать свое могущество. Но строительство такого грандиозного здания велось долгие годы, требовало слаженности и компромисса, поэтому семьи решили заключить союз для воссоединения и женили своих детей.
Соперничество между двумя знатными родами никуда не делось и разгорелось с новой силой, когда началось строительство фронтальных башен. И, решив перещеголять оппонентов высотой башни (тем самым показав свое преимущество и торжество), семья невесты задумала тайный заговор, который должен был лишить жениха необходимых для управления строительством сил. Коварная девушка с отчаянной самоотдачей исполняла супружеский долг по ночам, лишая супруга всех сил, что привело к замедлению строительства башни, находящейся под руководством юноши и она значительно отставала от той, которую строила его супруга. Но, как часто бывает, любовь внесла свои коррективы в планы и замыслы заговорщиков. Страстные ночи не прошли даром для молодоженов – они с невероятной силой полюбили друг друга, что положило конец вражде и соперничеству, а за одно и строительству, которое закончилось разным размером башен.
Другая легенда говорит о том, что строительство осуществляло два брата, один из которых был невероятным мастером и умельцем. Видя, как хорошо у него сооружается башня, второй брат потерял рассудок от зависти и гнева. Не выдержав соперничества брат-неудачник убил брата-умельца и продолжил строительство своей башни, ожидая успеха и почета жителей города. Но, когда строительство было завершено, он осознал какой ужасный поступок содеял и, не выдержав упреков совести, сбросился с высоты своей башни. Недостроенная башня убитого брата так и осталась недостроенной, а символичный нож хранился в костеле, как назидание свершенного братоубийства, не стоящего никакой славы и почета.
Существует и более реалистичная история, повествующая о том, почему же одна из башен выше. Во времена средневековья невероятное значение имели фортификационные характеристики сооружений, даже если это был храм. Это объясняет толщину и массивность стен, наличие дозорных башен, с высоты которых можно было наблюдать за приближением непрошеных гостей. Вот и одна из башен костела была достроена в XV веке и играла роль дозорного городского пункта. А так, как денег в казне все время не хватало, то достройка второй башни, до уровня дозорной, так и не была продолжена.
Легенда о трубаче
Относительно дозорной башни существует не менее увлекательная история. Местные жители рассказывают, что в средние века на вершине башни несли свою службу трубачи-дозорные, которые и день, и ночь всматривались вдаль и сообщали о наступлении врага звуком трубы. И вот однажды ночью дозорный увидел, как подступает вражеское войско. Он громко протрубил в свою трубу, разбудив горожан, но тут вражеский лучник выстрелил трубачу прямо в сердце, убив спасителя Кракова. Горожане дали отпор завоевателям, а в память о героической смерти трубача каждый час с высоты башни раздается хейнал, который и сегодня можно услышать, находясь на краковском рынке.
На самом же деле, хейнал с башни Мариацкого костела звучит с 1838 года по инициативе астронома Ягеллонского
университета Максимилиана Вайса, который таким образом предложил сообщать точное время. Нововведение было настолько удобным и практичным, что вскоре и вся Польша смогла слышать Краковский хейнал по радио. И только в 1984 году точный сигнал времени начали передавать с Варшавы. Возможно, легенда о трубаче имеет какую-то долю правдивости, ведь Вайс избрал для сигнала символичный звук трубы, но истинная причина выбора астронома остается неизвестной.
Мариацкий костел поистине уникальное архитектурное творение с грандиозной историей и бесчисленным количеством легенд и домыслов, которые его окутывают. Уникальность этого храма заключается в огромной архитектурной ценности, ведь его строительство и усовершенствование длилось многие века, дополняя различными стилями и направлениями. Он развивался с ходом истории, с развитием человечества, соединяя в себе века и эпохи.