– Без первого паломничества Иоанна Павла II в Польшу в июне 1979 году не было бы «Солидарности». Польский Папа Римский как духовный авторитет посодействовал свержению коммунизма, – сообщает порталу Polska.pl директор музея Иоанна Павла II и Примаса Вышинского (Wyszyńskiego) в Варшаве.
Кароль Войтыла (Karol Wojtyła), или Папа Римский Иоанн Павел II (Jan Paweł II) был официально признан святым католической церкви 27 апреля 2014 года в Ватикане. Он присоединился к наиболее известным святым, имеющим польское происхождение, среди которых в том числе святой Войцех, святой Максимилиан Мария Кольбе, святая Фаустина Ковальская, святой Анджей Боболя. Процесс беатификации польского Папы был одним из самых быстрых в истории.
Выбор поляка в качестве Папы Римского в октябре 1978 года пробудил в миребурю эмоций. Конклав нарушил тот принцип, что глава католической церкви должен быть итальянцем, и выбрал человека из-за железного занавеса.
«Для коммунистов это оказалось шоком, что возможно было выбрать человека из контролируемой ими зоны без их согласия. В то время, как западный мир поразило то, как можно было выбрать человека из-за железного занавеса, тогда как было известно, что подавляющее большинство людей контролировалось коммунистическими службами», – рассказал в интервью Polska.pl доктор Павел Скибиньски (Paweł Skibiński), директор музея Иоанна Павла II и Примаса Вышинского в Варшаве.
Ближайший в течение многих лет соратник Примаса Вышинского, поэтому человек номер два в польской церкви, имел огромное влияние на польскую общественность в то время, когда церковь была главной силой, защищающей от давления коммунистического режима. Кароль Войтыла стал епископом в 1957 году. В 70-х годах ХХ века как основнойсоратник кардинала Вышинского был направлен в качестве представителя польского епископата во многие страны, в том числе в США и Германию. Он также сопровождал Вышинского в его единственной поездке за пределы Рима за границу в Германию в 1978 году. Кароль Войтыла также принимал активное участие воВтором Ватиканском Соборе, и в 1968 году сыграл значительную роль в формировании энциклики”Humanae Vitae” Папы Павла VI.
Хоть в 1978 году кандидатуру Кароля Войтылы трудно был
о определить как компромиссную, однако она оказалась одинаково одобрена, как ватиканскими консерваторами,так и либералами. Многие историки придерживаются мнения о том, что Иоанн Павел II сыграл значимую роль в падении коммунизма.
Ниже представляем разговор с докторомПавлом Скибиньским о значении понтификата Иоанна Павла II в политических изменениях в Польше.
Каролина Ковальска, Polska.pl: Кажется, что мир влюбился в Иоанна Павла II при первом его появлении.
Д-р Павел Скибиньски:
– Он вышел к толпе и сказал, что был призван из далекой страны и попросил, чтобы его поправляли, когда он будет говорить “на вашем”, а потом исправился: “на нашем итальянском языке”.
Общественное мнение полюбило его за открытость и доверие, но за эти самые черты множество противников не могло его терпеть. Центральное управление коммунистической партии в Москве немедленно продиагностировало его как потенциальную опасность и прибеглок радикальным средствам. Сегодня мы знаем благодаря болгарской разведке о связях участников покушения 1981 года с КГБ. Мы знаем, что коммунисты решились в определенный момент избавиться от Папы.
Следует помнить, что Иоанн Павел II на протяжении своего понтификата был партнером для нескольких поколений политиков, так как пережил пять президентов США и шесть глав Советского Союза, а потом России, множество президентов и премьеров Франции, премьеров Великобритании, собственно, лишь одна британская королева Елизавета II находилась при своем звании так же долго.
C польской перспективы могло казаться, что Иоанна Павла II полюбил весь мир.
– Это был Папа Римский относительно популярный в медиа. О том, что мир его в целом уважал, лучше всего свидетельствует реакция мира перед лицом его смерти. В моей памяти застряли слова Джорджа Буша-младшего, который не был католиком, о том, что Иоанн Павел II был для него наивысшим авторитетом. Буш-младший был первым в истории президентом Соединенных Штатов, присутствующим на похоронах папы римского.
Именно при понтификате Иоанна Павла II Америка наладила дипломатические отношения с апостольской столицей. Случилось это в 1984 году. Это не единственный успех Иоанна Павла II на дипломатическом поприще. Впервые со времен реформации онналадил государственные отношения с Великобританией и Швецией. Он также установил дипломатические отношения с Израилем впервые с момента создания этого государства, и даже с Советским Союзом, как раз перед его распадом. Он смогпревознести авторитет Святейшего Престола к вершинам. Это произошло, главным образом, благодаря его личному авторитету.
Также он имел некоторый успех в предотвращении вооруженных конфликтов, например, в начале своего понтификата между Чили и Аргентиной, когда без применения силы ему удалось разрядить территориальный конфликт.
Повсеместно утверждается, что Кароль Войтыла сыграл значимую роль в падении коммунизма.
– В падении коммунизма Иоанн Павел II сыграл роль духовного авторитета. Поляки приобрели в его лице неоспоримый мировой авторитет, несвязанный с коммунистами. Папа Римский эффективно этимвоспользовался, не воюя против коммунистов, как против людей, а только в интересах Польши, чтобы вывести ее из ненормальной ситуации, каковою являлось тоталитарное государство.
Без первого паломничества в 1979 году не было бы «Солидарности». Паломничество было переломным событием, социологическисущественным, так как целое поколение людей осознало свою общественную силу и набралось смелости действовать. Поверило, что можно говорить правду и быть ей верным наперекор государству, котороесчиталось всемогущим и жестоким. «Солидарность» была всенародным движением, которое явно идентифицировалось с Иоанном Павлом II. Неслучайно ее символом стали ворота Гданьской Верфи, на которой был вывешен портрет Иоанна Павла II. В этом смысле Папа Римский участвовал в свержении коммунизма, но не как участник политических действий, а как инициатор определенного морального движения.
Во время паломничества в 1979 году возникли известные слова “Пусть сойдет Дух Твой и обновит лик земли. Этой земли!”
– Возникли в особенный момент – во время первого обращения польского Папы Римского к соотечественникам на польской земле. Они были окончанием потрясающей проповеди, которая до этого дня сохраняет свою актуальность, потому что говорит о понимании Польши как сообщества, воссоединившегося в борьбе за ценности, связанные с христианством. Эти слова изменили людей.
Это тогда начались политические изменения?
– А также и определенное моральное возрождение, которое породило изменения во многих аспектах, например, в делах аборта – мы были единственной страной, которая изменила абортивный закон на более строгий.
Я думаю, что также изменение этики работы в Польше по отношению ко временам коммунизма также в значительной степени работаИоанна Павла II, который показал, что нужно работать надлежащим образом. После многих лет разрушения этой этики коммунизмом оказалось, что поляки способны к солидной работе. Сегодня нас воспринимают как надежный народ и работающий достаточно тяжело, что не характерно для посткоммунистических стран.
Возможно ли сравнить то возрождение с тем, которое наступило после смерти Иоанна Павла II в 2005 году?
– В Музее Иоанна Павла II и Примаса Вышинского мы рассматриваем Папу Римского и реакцию на его смерть как последнее его паломничество в Польшу, но и также во весь мир. Это было следующей моральной, духовной революцией. Фотографии людей, когда они спонтанно исповедуются, видя ксендза на улице, свидетельствовали о том, что это было потрясение. Пережили ли мы его, собственно, пусть каждый оценивает в своем случае. Что-то из той чувствительности, надеюсь, осталось в нас на каждый день.
Тогда впервые заговорили о Поколении JP II (Jan Paweł II). Как бы Вы его определили?
– Поколением JP II являются все те, кто сознательно переживал его понтификат. Это не выряженное в форму поколение, которое мыслит одинаково. Это, скорее, люди, для которых он был неоспоримым авторитетом. Невозможно описать Поколение JP II только лишь с точки зрения религиозной активности. Наверняка, среди людей этого поколения больше религиозно активных лиц, но здесь, скорее, идет речь об определенной моральной чувствительности. В любом случае это поколение, конечно, менее циничное, чем то, которое сложилось в полной мере во времена коммунистической власти и менее циничное, чем материалистическое поколение, которое сформировалось позже.