Пасха в Польше: особенности и необычные традиции празднования




Пасха в Польше (Wielkanoc) – один из наиболее грандиозных и почитаемых праздников, который являет собой сплетение традиций давности, религиозных таинств и современных обычаев. Совершенно неудивительно, что поляки любят Пасху и празднуют ее с размахом, ведь Польша является одной из наиболее религиозных стран Европы. Со светлым праздником Пасхи связано множество необычных и диковинных обычаев, которые поляки соблюдают и передают из поколения в поколение, а сам праздник проходит красочно и торжественно, как ни в одной стране мира.

Пальмовое воскресенье (Palmowa niedziela) и Великая неделя (Wielki tydzień)

Пасхе предшествует длинный сорокадневный пост, который завершается с окончанием Великой недели. Семь дней до Вельканоцы (Великой Ночи) играют особую роль: в это время поляки вспоминают о страданиях Господних, о казни Христовой и его воскрешении. Также каждый верующий поляк уделяет много времени молитвам, отказывает себе в житейских радостях и ведет достаточно скромную жизнь. Первый день Великой недели именуется Пальмовым воскресеньем и отмечается в последнее воскресенье перед Пасхой, имея свой сакральный смысл.

palmy wielkanocneПальмовое воскресенье – религиозный праздник, приуроченный въезду Иисуса Христа в Иерусалим. В этот день все поляки отправляются в церкви и храмы, неся с собой символ празднества – пальмовые ветви или палемки, аналогичные тем, которыми встречали горожане приезд Христа. Но вот в Польше пальмы значительно отличаются от иерусалимских: поляки формируют большие пучки из вербы, трав и цветов – живых и искусственных.

Традиция шествия в храмы с пальмами берет свое начало со Средних веков. Именно с этого времени начался обычай собирать целебные травы, ветви и цветы, которые хранили до Пальмового воскресенья, чтобы потом вплетать в пальмы, а освятив их, на протяжении года использовали для различных лечебных снадобий и микстур. Кроме этого, освященные пальмы были оберегом, который сохранял благополучие в доме, отвадил злые духи от жилища и приносил здоровье.

palmy 111Сегодня пальмы перевязывают лентами, украшают сладостями и искусственными цветами, фруктами. Поляки верят, что принеся веточки пальмы, которую освятили в храме дом становится освященным и находится под защитой высших сил. С пальмами связана и другая традиция: после богослужения, ударив друг друга пальмами, поляки обеспечивают своей семье здоровье на весь следующий год. В завершение триумфального “пальмового” шествия во многих польских городах устраивают соревнования, которые побеждает тот у кого самая длинная и красивая пальма. Так, в 2007 году в городке Рабцэ был установлен своеобразный рекорд – горожане сплели пальму длиною 32 метра.

Пасхальные “священки” (święconki)

После Пальмового воскресенья все шесть дней перед Пасхой считаются Великими. В Великий Четверг и Великую Пятницу в храмах Польши идут богослужения и литургии. А в Великую Субботу все поляки отправляются с корзинками святить еду, которая будет занимать почетное место на праздничном пасхальном столе. Действо это производится всей семьей, убранной в новую праздничную одежду или национальный наряд, в вечер субботы. После окропления святой водой различных яств, корзинки остаются нетронутыми до утра воскресенья, ведь в этот день все еще соблюдается строгий пост.

Все продукты в пасхальной корзинке, которую в Польше называют “священкой”, имеют символическое значение. Непременно в ней должен находится хлеб, как символ тела Христова, как источник жизни и достатка, которым Иисус чествовал присутствующих на Тайной вечере. Еще одним символом жизни, которая побеждает смерть, является яйцо. Относительно этого продукта имеются свои традиции приготовления, разрисовывания и использования.

Расписные яйца – писанки и крашанки (pisanki i kraszanki)

pisanki i kraszankiПольские писанки или крашанки – пасхальные разукрашенные яйца – давняя традиция, которая неизменно бытует на польских землях с незапамятных времен. За долгие столетия много что изменилось в Польше, а вот традиция не ушла и даже способ изготовления крашанок практически не изменился – об этом говорит найденная при раскопках писанка Х века, обнаруженная в городе Острув. В каждом регионе страны имеются свои специальные пасхальные орнаменты и декоры, которые поражают своим разнообразием и пестротой.

Как правило, занимались разрисовкой яиц женщины. Этот процесс испокон веков был длительным и тщательным, а в качестве красящих веществ применялись натуральные травы, цветы, шелуха лука, еловые иголки, шишки и ореховая скорлупа. В некоторых регионах Польши яйца не разрисовывали, а полностью окрашивали в один цвет, после чего с помощью специального скребка выцарапывали различные рисунки и узоры. Существуют также современные техники, благодаря которым поляки существенно экономят время – яйца просто украшаются наклейками из бумаги, которыми накануне Пасхи заполнены все магазины.

Польская пасхальная бабка (baba wielkanocna)

babka wielkanocnaИсключительно женским занятием является и выпекание польского аналога кулича – бабка. В вечер пятницы женщины замешивают сдобное тесто, содержащее большое количество яиц, сахара, молока, дрожжей и муки высшего сорта. Во время длительного замешивания теста, которое длится более шести часов, мужчинам и детям запрещено входить в комнату, шуметь и смеяться – от этого испеченная бабка потрескается, а может и вовсе не подняться, что принесет в следующем году несчастья и недуги. Когда же испеченную бабку достают из печи или духовки, то наступает черед ее эстетическому преображению: женщины украшают верхушку польского кулича глазурью, взбитыми белками с сахаром и различной присыпкой. Благодаря особой рецептуре, готовая бабкаа может сохраняться длительный срок не теряя мягкости, вкуса и приятного аромата.

Что у поляков в корзинке?

koszyk wielkonocnyОдним из любимых продуктов в Польше является колбаса и ветчина, которые обязательно берут с собой на богослужение в пасхальную священку. Для каждого поляка колбаса – это не просто пища, а национальный продукт. Многие поляки сами делают колбасу и у многих есть собственные коптильни, которыми они с удовольствием делятся с соседями. Процесс изготовления колбасы – настоящее искусство, для этого выбирается наилучшее мясо, а копчение производится только с помощью определенных пород дерева, таких как ольха, дуб, бук.

В пасхальной корзинке колбаса появилась в XIX веке и с этого времени стала неизменным ее атрибутом, символизирующим здоровье, достаток и плодовитость. Поляки считают, что только изготовленная дома, а не купленная в магазине, колбаса способна принести материальную стабильность и здоровье в дом, поэтому если кто-то не готовит колбасу сам, то одалживает ее у соседей.

Кроме этого, пасхальную корзинку наполняют: сыром, символизирующим дружбу человека и природы; солью, которая оберегает от злых духов, отгоняя их от дома; хреном, дающим силу и мощь. Особое место в корзинке занимают домашние кондитерские изделия: мазурики, сенкач, пасхальные “бабы”, кексы и печенье в виде ягненка.

сэнкачПасхальные мазурки (mazurki) имеют бесчисленное количество разновидностей – эти сладкие коржики украшают глазурью, шоколадом, орехами и изюмом, фруктами и ягодами. Не менее интересен и национальный польский сэнкач (sękacz). Его выпекают по старому средневековому рецепту, а благодаря особому составу этот пирог в виде дерева не черствеет несколько месяцев. Приготовление сэнкача – зрелищное и необычное: над огнем подвешивают вертел, на который наливают слой за слоем тесто, а после этого формируют большое сдобное дерево.

В каждой пасхальной священке непременно присутствует печенье в виде ягненка. Этот символ превозносит жертву Иисуса Христа, который подобно агнцу пошел на заклание, чтобы искупить грехи человечества и победить зло и смерть.

Прощание с журом и селедкой

журВеликая Пятница и Великая Суббота дни, в которые поляки прощаются с длительным постом. Согласно традиции в эти дни производили торжественные похороны жура (żur) – постного супа и селедки, которая была единственным дозволенным мясом. В разных регионах этот обряд происходит по-разному. Так, может собираться целая похоронная процессия, которая производит настоящее захоронение мучного супа в землю.

В некоторых городках Польши сохранилась давняя традиция более вольного прощания с опостылевшим мучным супом, имеющая форму розыгрыша. Например, молодые люди могли подвешивать горшок с пеплом и грязью, символизирующий жур, а когда под ним кто-то проходил, то с помощью длинной палки горшок разбивали, замарав несчастливого прохожего с ног до головы. Девушки же сторонились проходить под горшком и чтобы не быть измазанными пеплом платили дань в виде нескольких монет.

Кроме этого, прощание с журом было еще и своеобразным методом ухаживания: горшок с супом разбивали о дверь девушки, которая нравилась. Когда же полька выходила чтобы смыть жур с двери, то молодые люди завязывали разговор и девушке оказывались знаки внимания.

В других регионах Польши традиционны похороны селедки. Ее привязывают к длиной веревке и тащат через всю деревню, после чего “хоронят”. Вместо целой рыбы может использоваться только ее скелет с головой, а также вырезанная из дерева фигурка. Иногда прощание происходит совершенно по-другому – сельдь просто развешивают на дереве, сопровождая это действо песнями и танцами.

Пасха (Wielkanoc)

пасха карткиПасхальное воскресенье начинается с праздничной службы, которую поляки посещают всей семьей. И только после нее они садятся завтракать за праздничный стол, переполненный яствами. Хозяйки щедро украшают стол блюдами, среди которых колбасы и ветчина, мясные рулеты, паштеты, писанки, бабка, масло, творог, бабки, мазурики, сэнкач, цьвикла (ćwikła) (пикантный соус, в составе которого свекла и хрен) и в центре стола – пряничный ягненок. Вся пища, которую ставят на стол в этот день, должна быть освященной накануне.

С писанками связана еще одна пасхальная традиция, которая имеет название “на выбитки” (na wybitki). Это игра, которая заключается в том, что вся семья по очереди стукается писанками. Чья же останется не разбитой, тот признается победителем, которому в этом году прибудет здоровье и благополучие. Во многих городах также существует светская традиция, согласно которой в утро воскресенья приходит пасхальный заяц и одаривает всех подарками. Католическая церковь не признает подобного символа Пасхи, почитая ягненка, который символизирует жертву Христа.

По завершении пасхального завтрака все поляки отправляются на кладбище, чтобы помянуть своих умерших родственников и принести им праздничную еду. Подобный обряд существует не на всей территории страны, как и традиция подыматься на колокольню и бить в колокол – в Пасху это дозволено всем желающим. После прогулки и поминания усопших поляки возвращаются домой, где приступают к пасхальному обеду, а затем и ужину, состоящему из многочисленных сладких лакомств.

Śmigus-Dyngus – второй день Пасхи

смигус дынгусНа второй день Пасхи, в понедельник, в Польше отмечается Śmigus-Dyngus, который заключается в обливании водой. Эта традиция имеет длинные корни и состоит из двух разных обычаев: Śmigus – поляки шуточно били друг друга вербовыми розгами, якобы даруя здоровье и благополучие и Dyngus, когда дети ходили по домам чтобы получить сладкие угощения. Сегодня же Мокрый Понедельник у поляков – это день, когда можно обливать водой прохожих на улице. Традиционные обливания любят и взрослые и дети: на улицах Польши можно встретить взрослых с ведрами и детей с водными пистолетами, которые “сжалятся” над своей жертвой если получат сладкий откуп.

Пасха в Польше – великий и красочный праздник, который занимает ключевое место в жизни каждого поляка. Это торжество жизни и добра над смертью и вселенским злом, день, в который каждый переосмысливает прожитую жизнь, задумывается о вечности и тленности существования. В традициях и обычаях, связанных с пасхальными празднествами, открывается глубина духовной и культурной жизни поляков, их национальная особенность и тонкое, добродушное чувство юмора.

5 1 оценка
Рейтинг статьи

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
Посмотреть все комментарии