Польский поэт, эссеист, автор драматических произведений и радиопостановок. Одна из центральных фигур европейской поэзии ХХ века. «Ему было дано говорить собственным голосом, что удается только большим художникам. Его творчество – в литературе не только польской, но и мировой – ценность безусловная. Время не сокрушит ее, потому что людей всегда будут сопровождать драматический выбор, надежды и иллюзии, и необходимость распознать истину в хаосе действительности». Вислава Шимборская о Збигневе Херберте. Выходец из знатного английского рода, в числе его предков, в частности, – выдающиеся английские поэты XVII века братья Эдвард Герберт и Джордж Герберт. Родился во Львове, где отец возглавлял небольшой банк. В годы немецкой оккупации участвовал в движении сопротивления. После войны, в 1949 г. окончил юридический факультет университета в Торуне (также прослушал курсы в Академии изящных искусств в Кракове, на философском факультете в Торуне и т.д.). Печататься начал в 1948 г. – как журналист, критик, рецензент; часто под псевдонимом. Его разрозненные тексты из периодики 1948-1998 гг. составили том «Гордиев узел» (Варшава, 2001). Предметом его эссеистики было, в основном, изобразительное искусство, реже – литература. Первый сборник его стихов «Струна света» вышел лишь в 1956 году, после событий, связанных с «польским Октябрем», после того, как смягчились сталинские репрессии. Годом позже – второй сборник «Гермес, пес и звезда». С 1958 жил главным образом в Париже и Берлине, оттуда он совершал свои многочисленные путешествия в Италию, Грецию, Голландию, Австрию и Англию, что способствовало ранней европейской известности, лауреат многочисленных польских и зарубежных литературных премий. Автор девяти книг стихов (самые известные: «Исследование предмета», «Господин Когито», «Рапорт из осажденного города»). Его эссе или очерки, вошедшие в сборники «Лабиринт над морем», «Варвар в саду» и «Натюрморт с удилами», необыкновенно ярко повествуют о «золотых веках» европейского искусства и цивилизации. Приверженность к канонам классической красоты, ироническая отвага и романтизм духа знаменуют поэзию Херберта, его творчество носит характер истинно европейского гуманизма, с глубинными познаниями в истории культуры, с чувством корней и традиций, с осознанием роли интеллекта, притом – лишенного высокомерия и снобизма.
Utwory:
1. Prolog
2. Postój
3. 17 IX
4. Raport z oblężonego Miasta
5. Fotografia
6. Przebudzenie
7. Mona Liza
8. Nasz strach
9. Dwie krople
10. Węgrom
11. Przemiany Liwiusza
12. Przesłanie Pana Cogito
13. Małe serce
14. Pan Cogito szuka rady
15. Pan Cogito myśli o powrocie do rodzinnego miasta
16. Tren
17. Rozmyślania o ojcu
18. Różowe ucho
19. Domy przedmieścia
20. Potęga smaku
21. Tadeusz Gajcy: Przed snem
22. Cyprian Norwid: Bema pamięci żałobny-rapsod
23. Juliusz Słowacki: Sowiński w okopach Woli