Польское кино: история становления самобытной киноиндустрии




История становления и расцвета польского кинематографа такая же увлекательная и динамичная, как и история мирового кино. Были в ней взлеты и падения, награды и достижения, но на протяжении всего процесса становления киноиндустрии в Польше на ней отбивались исторические события в стране и присущие только польскому народу особенности, что сделало польское кино не только частью мирового достояния, но и культурным явлением, окрашенным в самобытные национальные тона.

Истоки польского кинематографа

Возникновением первого кинотеатра на территории современной Польши считается основание «Театра живых фотографий» (“Teatr żywych fotografii”) в 1899 году. Возникший в Лодзи, он быстро стал популярным и вскоре аналоги кинотеатра появились в других крупных городах Царства Польского. Примитивные «показы» того времени были далекими от современного кино, но тем не менее это был существенный прорыв и зарождение кинематографического дела как такового.

Kazimierz_Prószyński_1909Первым польским режиссером считается Казимир Прушинский (Kazimierz Prószyński), который в 1902 году изобрел специализированное техническое устройство под названием плеограф, призванное записывать и воспроизводить движущиеся объекты. Еще до документального утверждения изобретения братьев Люмьер Прушинский снимал короткие документальные фильмы. Параллельно с деятельностью Казимира Прушинского осуществлял свои режиссерские затеи Болеслав Матушевский (Bolesław Matuszewski) – режиссер, стоящий у истоков основания кино в Польше.

Именно Болеслав Матушевский выступил в роли первого теоретика польского кинематографа, он не только фотографировал и снимал документальные фильмы, но и впервые определил принципы и особенности фильма как культурного продукта. Болеслав был новатором на новом поприще киноиндустрии, которая только зарождалась и его талант не ускользнул от братьев Люмьер, у которых он в дальнейшем работал в качестве режиссера. С 1897 года Матушевский стал придворным оператором венценосной династии Романовых.

antos pierwszy raz w warszawie

До наши дней сохранился художественный фильм-комедия «Антось первый раз в Варшаве» (“Antoś pierwszy raz w Warszawie”), снятый в 1908 году, выход которого и считается датой основания польского кино. Фильм был популярен, его демонстрировали не только в Польше, но и за ее пределами, а актер, сыгравший главную роль – Антони Фертнер (Antoni Fertner) – стал популярным и знаменитым комедийным актером.

Мало кто знает, но первый мультипликатор Владислав Старевич (Władysław Starewicz) также имел польские корни. Он был настоящим пионером в создании мультфильмов, разработал метод кукольной анимации, который стал основой целой мультипликационной эпохи. Даже сам Уолт Дисней почитал Старевича как великого изобретателя и деятеля, утверждая, что его методы и принципы работы обогнали на десятилетия всех мировых мультипликаторов.

Расцвет польского кино

Когда мир охватил ураган Первой мировой войны польский кинематограф был на достаточно развитом уровне: имелась и техническая, и творческая база его функционирования. Когда же была образована Польская республика, а в ее состав вошли некоторые германские территории, то польское кино выходит на международную арену. Именно это время стало золотым часом для польской актрисы Полы Негри (Pola Negri).

Пола-негриБарбара Халупец (Barbara Apolonia Chałupiec) (а именно так по-настоящему звали великую актрису и секс-символ немого кино) начинала свою творческую карьеру танцовщицей, но закончив драматическую академию в Варшаве, она начала активно сниматься как в польских, так и в зарубежных фильмах. В возрасте 26-ти лет Пола Негри отправилась покорять Голливуд, который стал мировым центром продуцирования немых фильмов, где стала популярной и востребованной актрисой. С приходом всемирной популярности к Негри возникло и масса слухов о ее любовных отношениях с Гитлером, но как утверждала актриса – это были лишь домысли и сплетни.

Тем не менее Пола Негри была выдающейся актрисой своего времени, звезда которой красуется до наших дней на знаменитой голливудской аллее звезд.

1918 год считается годом расцвета польского кино. В это время, когда страна обрела свою независимость, открываются новые кинотеатры, численность которых возросла в несколько раз, начинают свою деятельность множество режиссеров и актеров, что отразилось на качестве и количестве фильмов. Подъем национального сознания привел к многочисленным экранизациям классических польских произведений, в это время выходит и первый звуковой фильм, снятый по мотивам пьесы «Мораль пани Дульской» (“Moralność Pani Duskiej”).

Вторая мировая война на землях Польши и в кинематографе

Расцвет кинематографа в Польше длился недолго – с приходом Второй мировой войны киноиндустрия полностью прекратила свою деятельность. Фашисты, придя на польские земли, захватили все кинотеатры, планируя использовать их с целью пропаганды нацизма. Их руководителями стали чистокровные арийцы и представители германского этноса, проживающие на территории Польши. К показу в кинотеатрах были разрешены только фильмы, прошедшие «цензуру», большинство из которых были немецкими с субтитрами на польском языке.

tylko świnie siedzą w kinieДеятели польского подполья были несогласны с идеологической обработкой своих сограждан и начали массовые акции, нацеленные на бойкот сеансов в кинотеатрах. Тут и там появлялись листовки и плакаты на которых от руки было написано «Только свиньи сидят в кино!» (“Tylko świnie siedzą w kinie”) на польском языке. Но эти акции были безуспешными, так как польский народ, уставший от тягот оккупации, имел так мало развлечений, что киносеансы, пусть и на чужом языке, были единственной отдушиной.

А пока популярность кинотеатров среди населения неукоснительно росла, польские деятели кинематографа были в числе солдат на фронте или находились в Лондоне, вместе с польским правительством. И, хотя многие из них находились за границей, они не забывали о своей родине и были полны патриотического настроя. В это время выходит ряд фильмов, исполненных национальным смыслом, любовью к Польше и надеждой на ее скорое освобождение и независимость: «Это – Польша», «Страна моей матери», «Польша не умерла», «Мы непобедимы», «Белый орел» и др.

Кинематограф под воздействием коммунистической идеологии

Конец войны и приход коммунистов к власти ознаменовались и оживлением на поприще кинематографа. Новое правительство понимало большую роль искусства как оружия пропаганды и активно реконструировало сеть кинотеатров по всей стране. Мероприятия по восстановлению кино проводились настолько активно, что уже к 1949 году в стране существовало более 760 кинотеатров, а аудитория кинолюбителей выросла в два раза по сравнению с довоенным уровнем.

ostatni filmВ 1945 году по инициативе коммунистической партии было создано государственную организацию под названием «Польский фильм» (“Polski film”), которая имела исключительные права на показ и закупку фильмов. По ее инициативе к показу допускались только документальные и хронографические киноленты, которые пропагандировали социализм. Со временем приоритеты организации «Польский фильм» изменились и поляки наконец-то смогли увидеть художественные фильмы отечественного производства. В это время выходят в прокат фильмы «Последний этап» (“Ostatni etap”), «Запрещенные песни» (“Zakazany piosenki”), «Пограничная улица» (“Ulica graniczna”).

Польская школа кинематографа

Смерть Сталина и политика десталинизации изменили взгляды на кинематограф и сделали возможным возникновение беспрецедентной организации польских кинодеятелей, которая оказала большое влияние на дальнейшее развитие киноиндустрии в стране. Такой организацией стало неформальное объединение режиссеров и сценаристов «Польская школа кинематографа», возникшее в середине 50-х годов.

poska szkola filmowaЦентральной темой для создания фильмов деятелями «Польской школы кинематографа» (“Polska szkoła filmowa”) была война, ее последствия для польского народа, оккупационный период, судьба солдат, принимавших участие в боях. Такая серьезная тематика отображалась в картинах на фоне патриотизма, любви к народу, не упавшему духом под давлением агрессора и гордости за свою принадлежность к великой польской нации. Этот период в истории культуры Польши ознаменовался появлением таких выдающихся имен, как Анджей Мунк (Andrzej Munk), Анджей Вайда (Andrzej Wajda), Ежи Кавалерович (Jerzy Kawalerowicz), Тадеуш Конвицкий (Tadeusz Konwicki) и Войцех Ежи Хас (Wojciech Jerzy Has).

Новое время – новые темы

С середины 1960 года военная тематика начинает уступать место социально-бытовой. Публика, уставшая от военных фильмов, хотела видеть на экранах простую и незамысловатую жизнь с ее реалиями и проблемами. Все больше режиссеры обращаются к другим темам, оставляя войну в прошлом, но боевая слава не дает покоя коммунистическим властям, которые продолжают использовать кино как средство пропаганды. В конце 60-х гг. на экраны выходит сериал «Четыре танкиста и собака» (“Сzterej pancerni i pies”), преисполненный пропагандистских идей. Несмотря на явную пропаганду и незамысловатость сюжета фильм имел большой успех как в Польше, так и во всех странах социалистического блока. В наше время сериал запрещен к показу на национальных каналах за ярко выраженную коммунистическую идеологию.

С 70-х годов в польском кинематографе появляется совершенно новое направление в творчестве, которое стало объективной потребностью времени. Начиная с развенчания коммунизма и критики правящей партии, режиссеры перешли к глубоким философским темам, затрагивающим душу человека, а не пытавшимся навязать какую-либо идею или просто создать картину развлекательного характера.

Machulski Jan;
Machulski Jan

От глубоких тем кинематографисты перешли к комедийному жанру, который по-настоящему расцвел в 80-х. Польские комедии имели большую популярность за рубежом и собирали большие на то время кассовые сборы. Настоящим прорывом стали комедии Яна Махульского (Jan Machulski) на просторах СССР. И, хотя они были несколько откорректированы советскими цензорами, тематика и форма подачи картины была неординарной и собирала полные залы зрителей.

С приходом капитализма кинематограф перешел на новый уровень существования. Фильмы становятся коммерческими, но параллельно с ними существует авторское кино, созданное не по финансовым соображениям, а являющееся шедевром творческой мысли создателей и отражающие определенную проблему в контексте сложного сюжета. Эти тенденции сохраняются и в наши дни, польские кинодеятели активно сотрудничают с иностранными спонсорами, актерами и режиссерами, создают фильмы в сотрудничестве с телеканалами и за счет бюджетных программ.

С каждым годом в польском кино появляются новые имена и картины, которые отмечаются на международном уровне престижными наградами и премиями. Это показывает великий потенциал польского кинематографа как культурного явления, сочетающего в себе новые веянья времени и традиции прошлого.

Если ссылки нет или она не работает, обязательно прочитайте Как скачать с сайта. Если это не помогло, пожалуйста, выделите название материала и нажмите Ctrl+Enter.

5 1 оценка
Рейтинг статьи

Подписаться
Уведомление о
0 комментариев
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
Посмотреть все комментарии